Самую большую группу изменений ПП РФ от 26.12.2016 N 1498 внесло в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Как поменялись правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений, расскажем сегодня.

Уточняется понятий «нежилое помещение». Такое помещение должно соответствовать ряду характеристик:

  • быть в проектной или технической документации на МКД или в электронном паспорте,
  • не является жилым помещением,
  • не включено в состав общего имущества в МКД.

К нежилым помещениям приравниваются и части МКД, предназначенные для размещения автомобилей.

Корректируются условия предоставления коммунальных услуг. Так, коммунальные услуги предоставляются потребителям со следующего момента:

  • со дня выдачи застройщику разрешения на ввод МКД в эксплуатацию – застройщику по отношениию помещений в МКД, которые он не передаёт по документу о передаче,
  • со дня выдачи застройщику разрешения на ввод дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по документу о передаче – лицу, принявшему это помещение по передаточному акту.

Порядок предоставления КУ в нежилые помещения

Коммунальные услуги:

  • ХВС и ГВС,
  • тепло,
  • электричество,
  • газ в нежилое помещение,
  • отведение сточных вод

предоставляются на основании договоров ресурсоснабжения. Договоры заключаются в письменном виде с РСО.

РСО выступает в роли поставщика коммунальных ресурсов. А УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК передаёт ей данные о собственниках нежилых помещений в МКД. Собственникам же управляющие организации отправляют уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с РСО.

Если потребитель в нежилом помещении не заключил договор с РСО, по которому коммунальные ресурсы должны поставлять в это помещение, объём коммунальных ресурсов РСО будет определять расчётными способами.

Это не распространяется на владельцев машино-мест.

Порядок заключения договоров ресурсоснабжения

Уточняются положения, касающиеся договора ресурсоснабжения. Главные условия – договор заключается в письменном виде и должен соответствовать Правилам предоставления КУ.

Поставка таких коммунальных ресурсов, как:

  • ГВС и ХВС,
  • электроэнергии,
  • тепла,
  • газа в нежилое помещение,
  • отведения сточных вод,

осуществляется по договору с РСО, составленному с опорой на законодательство РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.

Даже если потребитель не заключил с РСО договор ресурсоснабжения, отказать ему в предоставлении КУ нельзя.

РСО, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, начинает предоставлять КУ собственникам и пользователям:

  • если с ними заключён договор – до отказа одной из сторон от исполнения договора,
  • если собственники приняли решение об изменении способа управления МКД или о выборе УО,
  • в МКД, в отношении которого расторгнут договор о приобретении УО, ТСЖ, ЖСК коммунального ресурса в целях предоставления КУ – до заключения нового договора.

Если РСО не является исполнителем КУ, собственник нежилого помещения в МКД должен в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с РСО представить исполнителю их копии, а также данные об объёмах коммунальных ресурсов.

Обязанности исполнителя

Уточнён перечень обязанностей исполнителя коммунальных услуг. К уже установленным добавились следующие:

  • проверка состояния ИПУ, общих и комнатных ПУ, распределителей – не дольше 10 рабочих дней со дня получения заявления,
  • определение размера платы за КУ по отоплению по показаниям ОДПУ тепловой энергии,
  • использование показаний ОДПУ холодной воды, горячей воды и электричества при определении размера платы за КУ на ОДН.

Ещё одна важная обязанность исполнителя КУ – информирование потребителей. На информационных стендах, на официальном сайте исполнителя или не реже 1 раза в квартал в платёжных документах необходимо размещать данные:

  • о последствиях недопуска исполнителя в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проверки ПУ,
  • о последствиях вмешательства в работу ПУ.

Также у исполнителя КУ появляются дополнительные права. Так, не чаще 1 раза в 3 месяца он может проводить проверку сведений о показаниях приборов учёта и проверку состояния таких ПУ. Проверять состояние ПУ можно не чаще 1 раза в месяц при условии, что ПУ установлен в месте, куда исполнитель может иметь доступ без присутствия потребителя, или в нежилом помещении.

Исполнитель КУ получает право устанавливать при вводе ПУ в эксплуатацию или при проверках на ПУ контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, с помощью которых можно установить факт несанкционированного вмешательства в работу ПУ.

Исполнители КУ могут устанавливать и вводить в эксплуатацию ОДПУ в МКД, собственники помещений в которых обязаны самостоятельно ставить ПУ в своём доме. А также уведомлять потребителей о возникшем долге по оплате КУ по:

  • смс-сообщению,
  • телефонному звонку с записью разговора,
  • электронной почте,
  • через личный кабинет в ГИС ЖКХ.

Права и обязанности потребителя

Потребитель, помимо установленных прав, теперь также может требовать от исполнителя КУ:

  • составления акта об установлении технической возможности установки ИПУ и ОДПУ,
  • проверки состояния ИПУ, ОДПУ и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней после получения исполнителем заявления о необходимости проведения такой проверки.

Появляются и дополнительные обязанности. Потребитель КУ обязан использовать ОДПУ, установленные исполнителем или другой организацией. Сохранять установленные исполнителем при вводе ПУ в эксплуатацию и при проверках контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб. А также своевременно и в полном объёме вносить плату за КУ.

О том, как рассчитывается размер платы за КУ, в каких случаях применяется повышающий коэффициент и как проводится проверка приборов учёта, мы расскажем в следующей статье.