В День всех влюблённых мы провели бесплатный вебинар «Постановление 1498: коммунальные услуги по-новому». Рассказать о новых правилах предоставления коммунальных услуг пригласили Елену Шерешовец, директора НП СРО УН «КИТ», члена Экспертного совета Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, практикующего юриста.

ПП РФ 1498: что оно изменило

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 вступило в силу с 1 января 2017 года. Оно утвердило изменения в нормативно-правовых актах, касающихся порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД:

  • ПП РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении КУ собственникам и пользователям помещений в МКД и ЖД»;
  • ПП РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;
  • ПП РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления КУ»;
  • ПП РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения КР для целей оказания КУ»;
  • ПП РФ от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • ПП РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • ПП РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Изменения затрагивают отношения управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями и с потребителями коммунальных ресурсов. Пояснения к новым правилам опубликовал Минстрой РФ в письмах от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 и N 45097-АЧ/04.

На четырёхчасовом вебинаре мы говорили о том:

  • кто такие потребители коммунальный услуг,
  • что считается нежилым помещением,
  • какая структура платы за ЖКУ действует для потребителей с 1 января 2017 года,
  • как начислять плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в МКД,
  • какие проблемы могут возникнуть с общедомовыми приборами учёта,
  • какие нововведения появились в договоре с потребителем,
  • что нужно размещать на информационном стенде и сайте,
  • какие обязанности появились у потребителей.

Изменения в отношениях УО и РСО

С 1 января 2017 года УО и РСО обязательно должны заключать договор ресурсоснабжения. За семь дней после заключения договора управления или после регистрации ТСН исполнитель КУ направляет в РСО оферту (п. 4 и 5 ПП РФ N 124). Отправка оферты не прерогатива исполнителя КУ, это может сделать и исполнитель КУ.

РСО должна ответить за тридцать дней после поступления в её адрес оферты. В противном случае сторона, направившая оферту, имеет право обратится в суд с требованием к РСО заключить договор (п. 11 ПП РФ N 124).

Договор ресурсоснабжения в отношении коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД считается заключённым через тридцать дней со дня получения РСО заявки.

РСО может отказаться от заключения договора, но отказ не распространяется на случаи приобретения коммунальных ресурсов для содержания ОИ МКД (п. 13 ПП РФ N 124).

УО должны заключить договор с РСО даже если между РСО и собственниками помещений заключён прямой договор ресурсоснабжения. В этом случае предметом договора будет приобретение коммунального ресурса для содержания ОИ МКД.

Что будет, если УО не заключит договор? В таком случае РСО может:

  • направить оферту и через 30 дней принудить УО заключить договор через суд либо считать договор заключённым,
  • в судебном порядке взыскать образовавшуюся задолженность – сверхнормативный ОДН в период с 01.07.16 по 21.12.16 и коммунальные ресурсы на содержание ОИ МКД в период с 01.01.17, а также неустойку и другие судебные расходы на основании п. 21.1 ПП РФ N 124.

В договоре ресурсоснабжения обязательно нужно отразить следующие условия:

  • предмет договора (вид коммунального ресурса),
  • дату начала поставки коммунального ресурса,
  • показатели качества поставляемого коммунального ресурса,
  • порядок определения объёмов поставляемого коммунального ресурса,
  • порядок определения цены договора и порядок оплаты.

Когда УО направляет в РСО заявку о заключении договора ресурсоснабжения, она прикладывает документы, которые могут подтвердить факт подключения МКД в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (п. 4, п. 5, пп. «в» п. 6 ПП РФ N 124).

Если документов нет – заключение договора приостанавливается, если стороны не договорились об ином. Документы должна восстановить УО. Исключение составляет случай, когда технологическое присоединение МКД произошло до вступления в силу ПП РФ от 13.02.2006 N 83 – тогда документы прилагаются к оферте при наличии.

Применение повышающих коэффициентов

Ещё одна важная тема, которую мы обсудили на вебинаре – применение повышающих коэффициентов. Правила поменялись с 1 января 2017 года.

Раньше размер платы за КУ складывался из произведения норматива (с учётом повышающего коэффициента и без), количества проживающих и тарифа. Норматив устанавливался субъектом РФ и мог влиять на объём потребления КУ.

Теперь размер платы за КУ получается из произведения повышающего коэффициента, норматива, количества проживающих и тарифа. Повышающий коэффициент устанавливается государством и действует на территории всей страны. При этом повышающие коэффициенты не увеличивают объём потребления коммунальных услуг, а изменяют размер платы.

Важный вопрос – кому можно начислять повышающий коэффициент? Повышающий коэффициент можно применять только к собственникам помещений:

Не применяется повышающий коэффициент к:

  • собственникам, принявшим помещение по акту от застройщика (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ);
  • застройщику (пп. 7.2 и 7.4 ст. 155 ЖК РФ);
  • собственникам помещений в ветхом, аварийном объекте, объекте, подлежащем сносу или капремонту до 2013 года;
  • собственникам помещений в объекте, мощность потребления электрической энергии < 5 кВт, максимальный объём потребления тепловой энергии < 0,2 гКалл в час, максимальный объём потребления природного газа < 2 м3 в час;
  • наймодателю помещения по социальному найму либо специализированного жилищного фонда (пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 153 ЖК);
  • арендатору помещения (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Требования к платёжному документу

Платёжный документ выставляется до первого числа следующего месяца. Изменить срок предоставления можно по решению ОСС или общего собрания членов ТСН, но только в случае, если исполнитель КУ – УО или ТСН (п. 66, 67 ПП РФ N 354).

В квитанции можно использовать обе стороны – лицевую и оборотную. На лицевой стороне платёжного документа в отдельном столбике стоит указать штрафы. Тремя строками выносятся коммунальные ресурсы на общее имущество в МКД (п. 29 ПП РФ N 491).

На обратной стороне платёжного документа один раз в квартал следует размещать информацию о передаче показаний ИПУ и последствиях непередачи показаний (пп. «з» п. 31 ПП РФ N 354). Один раз в квартал в квитанции или на информационных стендах прописываются санкции в случае вмешательства в ИПУ, неповерки (пп. «з.1» п. 31 ПП РФ N 354).

Также на обратной стороне платёжного документа в течение первого полугодия 2017 года можно публиковать данные об изменениях (письмо Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04).

Участники вебинара теперь знают:

  • нужно ли проводить ОСС, чтобы применять норматив;
  • какие коммунальные ресурсы на МКД должны включаться в оплату;
  • когда ПУ не обязательны;
  • что делать, если ПУ отработал меньше трёх месяцев;
  • какие штрафы появились для УО с 1 января 2017 года и как их избежать.