Приборы учёта ➞ Коммерческий учёт теплоэнергии

Опубликовано 18 марта 2016 года Время прочтения 7 минут

Коммерческий учёт теплоэнергии

На федеральном портале нормативно-правовых актов появился проект Постановления Правительства РФ “О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя”, который вводит новые правила коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя. После принятия данного документа ныне действующее Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя» утратит свою силу.

Новые правила на старый лад

В документе говорится, что проект правительственного постановления разработан в строгом соответствии с ФЗ №190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении». Проект постановления утвердит новые правила учёта теплоэнергии. Документ непосредственно затрагивает управляющие организации и товарищества, поскольку именно они ответственны за установку, ввод в эксплуатацию и содержание узлов учёта теплоэнергии и теплоносителя, входящих в общедомовое имущество МКД.

Минстрой РФ после вступления в силу данного постановления должен в трёхмесячный срок утвердить формы отчётов ‎и ведомостей отпуска/расхода теплоэнергии и теплоносителя, а также актов ввода в эксплуатацию и проверки готовности к эксплуатации узла учёта теплоэнергии и теплоносителя.

Кроме того, Минстрою предстоит в аналогичные сроки после вступления в силу постановления привести Методику осуществления коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя, утверждённую Приказом Минстроя РФ №99/пр от 17 марта 2014г года, ‎в соответствие с настоящим документом. Калькуляция коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя будет производиться расчётным методом.

Как мы уже упоминали выше, после принятия и вступления в силу данного правительственного постановления ныне действующее Постановление Правительства РФ №1034 от 18 ноября 2013 года «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» будет признано утратившим силу.

Читайте также, какую информацию УК может не предоставлять собственникам по Стандарту раскрытия

О чём новый документ

В общих положениях говорится, что Правила коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя устанавливают порядок его организации, включая:

  • параметры теплоносителя и время измерения ‎и регистрации;
  • порядок определения количества теплоэнергии;
  • порядок распределения потерь теплоэнергии между смежными теплосетями при отсутствии приборов учёта на границах ответственности;
  • требования к приборам учёта.

Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя проводится ‎в целях:

  • осуществления расчётов между РСО и потребителями КУ;
  • контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Обязанность по установке узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ложится на плечи покупателей ресурса и потребителей коммунальной услуги, то есть на собственников помещений в МКД в лице управляющей организации или товарищества.

Узлы учёта, введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых Правил, могут использоваться в своих целях до истечения срока их службы. Начиная с 1 декабря 2016 года новые приборы учёта, не отвечающие требованиям новых Правил, нельзя будет устанавливать и использовать.

РСО не имеет права требовать ‎от владельца узла учёта установки на нём приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных данными Правилами и положениями Методики. После установки на узле учёта оборудования для дистанционного снятия показаний доступ к результатам получают все стороны договора в порядке и на условиях, которые им определены.

Владелец узла и прибора учёта несёт ответственность за их надлежащую эксплуатацию, сбор показаний, формирование и своевременное представление стороне договора ресурсоснабжения ведомости отпущенной (переданной, потребленной) теплоэнергии и теплоносителя ‎за расчётный период в соответствии с условиями договора.

Формирование ведомости происходит на основании архивных данных приборов учёта и представляется в течение 2 рабочих дней по окончании расчётного периода, если иное не предусмотрено по договору.

Владелец узла учёта должен предоставить доступ ‎к приборам учёта другой стороне договора в назначенное время для сверки показаний, проверки соблюдения условий эксплуатации и работоспособности устройств. Также проверяется:

  • наличие, целостность и читаемость пломб;
  • срок действия поверки;
  • работоспособность каждого канала измерений;
  • соответствие фактических значений и настроек установленным нормативам и параметрам.

Если при сверке показаний и параметров выявлены расхождения сведений ‎в показаниях приборов учёта с данными, представленными их владельцем, то вторая сторона договора должна составить акт сверки показаний приборов учёта и подписать его с представителями обеих сторон договора.

Если одна из сторон договора не согласна с составленным актом и его содержанием, то её представитель может сделать в документе отметку "ознакомлен, от подписи отказался" и проставить подпись. Свои возражения владелец узла учёта может указать в акте или направить второй стороне договора в письменной форме.

На основании акта сверки показаний приборов учёта делается перерасчёт объёма поставленных (полученных, переданных) ресурсов за период несоответствия данных из архива и ведомости за расчётный период, ‎если иное не определено договором.

При возникновении разногласий между сторонами договора ‎относительно результатов измерений РСО может потребовать ‎от УК проведения внеочередной поверки приборов учёта. Если поверка окажется в пользу УК, то все затраты, связанные с проведённым мероприятием, несёт РСО.

Читайте также, законна ли установка "заглушек" в канализацию должникам за ЖКУ

Организация коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя включает:

  • получение технических условий на проектирование узла учёта;
  • проектирование и установку узла учёта;
  • ввод в эксплуатацию узла учёта;
  • эксплуатацию узла учёта.

Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя расчётным методом предусмотрен в случаях:

  • отсутствия в точках учёта ОДПУ, введённых в эксплуатацию;
  • выхода из строя узла учёта;
  • нарушения владельцем узла учёта сроков представления ведомости ‎за расчётный период;
  • бездоговорного потребления теплоэнергии.

Коммерческому учёту подлежит количество теплоэнергии, объём, время и параметры теплоносителя, используемые при контроле качества теплоснабжения. Контроль качества теплоснабжения осуществляется на основании показаний приборов учёта. Узел учёта, успешно прошедший опытную эксплуатацию в течение 72 часов, должен быть введён в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию узла учёта осуществляется комиссией ‎в составе:

  • представителей владельца узла учёта;
  • представителей сторон договора;

Комиссия должна быть создана владельцем узла учёта. Для этого соответствующая заявка подаётся владельцем узла учёта сторонам договора за 10 рабочих дней до даты сбора комиссии.

При вводе в эксплуатацию узла учёта составляется акт ввода, после чего узел учёта пломбируется. Пломбировку производит сторона договора, ‎не являющаяся владельцем узла учёта. Узел учёта становится пригодным для коммерческого учёта теплоэнергии и контроля качества теплоснабжения с даты подписания акта ввода в эксплуатацию сторонами договора.

Если комиссия выявит несоответствия узла учёта проектной документации, то она составляет акт об обнаруженных дефектах, в котором прописываются сроки их устранения. Документ составляется и подписывается членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторный ввод узла учёта в эксплуатацию производится после устранения выявленных нарушений.

В срок, предусмотренный по договору, представитель владельца источника теплоэнергии передает второй стороне договора подписанную ведомость за расчётный период, если иное не указано в договоре. Для получения доступа на узел учёта вторая сторона договора должна за сутки известить любым способом представителя владельца источника теплоэнергии с указанием причин необходимости доступа и перечня представителей.

Владелец узла учёта может потребовать расчёт количества потреблённой теплоэнергии за расчётный период не позднее чем через 15 календарных дней после даты передачи ведомости.

Если ОДПУ или узел учёта вышел из строя, то его владелец обязан в течение 1 рабочего дня письменно уведомить вторую сторону договора о времени выхода из строя и показаниях узла учёта на момент выхода из строя.

Таким образом, вся ответственность за установку, ввод в эксплуатацию, работоспособность и использование приборов и узлов учёта теплоэнергии ложится на плечи управляющей организации или товарищества. Предоставление отчётности с указанием собранных показаний также закрепляется новым документом за УК или товариществом.

Подробнее об ответственности УК за эксплуатацию ОДПУ читайте в этой статье

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ) и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (заполнение и ведение ГИС ЖКХ). Снижаем расходы УО и РСО на ОДН в 6.7 раз. А также помогаем проводить общие собрания собственников МКД. Будем рады помочь и вам!

Полезные статьи по теме:

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru


Хотите первыми узнавать о новых полезных материалах?

Нажмите «Подписаться», чтобы читать
Блог РосКвартала в Facebook