Появился проект Постановления Правительства РФ “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме”. Документ предполагает внесение изменений в Правила предоставления КУ и содержания общего имущества МКД. 

Проект постановления закрепляет за органами государственной власти субъектов РФ обязанность по утверждению нормативов потребления холодной и горячей воды, водоотведения и электроэнергии, потребляемых для содержания общего имущества в МКД, не позднее 1 ноября 2016 года.

Планируемые изменения

Изменения планируется внести в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года. Под нежилым помещением теперь предлагается подразумевать помещение в МКД, указанное в проектной документации или техпаспорте дома, не являющееся жилым и не включённое в состав общего имущества собственников, независимо от наличия отдельного входа или подключения к внешним инженерно-техническим сетям.

Планируется установить, что коммунальные услуги будут предоставляться потребителям со дня выдачи застройщику разрешения на ввод в эксплуатацию МКД, но не ранее принятия помещения в данном доме по передаточному акту собственником.

ПП РФ №354 предлагается дополнить предложением, согласно которому поставка холодной и горячей воды, электроэнергии, газа в нежилое помещение в МКД осуществляется на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с РСО.

Если у собственника помещений в МКД нет письменного договора, содержащего положения о предоставлении КУ, то ему не может быть отказано в их предоставлении. Коммунальные услуги продолжают предоставляться собственникам и пользователям помещений в МКД, если:

  • это предусмотрено договором ресурсоснабжения, заключённым до 30 июня 2015 года, до даты прекращения его действия, даже если одна из сторон отказалась от его исполнения в соответствии с ч.17 ст.12 176-ФЗ;
  • на ОСС принято решение об изменении способа управления МКД или выборе УК и, при этом, решено сохранить порядок предоставления КУ и расчётов за них, действовавших до принятия вышеуказанного решения в соответствии с ч.18 ст.12 176-ФЗ;
  • расторгнут договор о приобретении УК, ТСЖ, ТСН или ЖСК коммунального ресурса до заключения нового договора ресурсоснабжения.

Условия договора ресурсоснабжения предлагается дополнить ещё одним пунктом, согласно которому документ должен содержать “адрес помещения в МКД, по которому предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, размера (объёма, площади) жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также, при отсутствии приборов учёта - количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за КУ в соответствии с настоящими Правилами”.

Исполнитель КУ должен установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ в МКД, собственники которого обязаны оснастить свой дом приборами учёта коммунальных ресурсов, а также если они не отремонтировали или не заменили вышедший из строя общедомовой счётчик.

Согласно планируемым изменениям, потребитель КУ вправе требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, а также оформления и предоставления акта проверки и устранения выявленных недостатков. Собственники должны использовать ОДПУ для учёта потребленных коммунальных услуг.

Документом также утверждается порядок определения размера платы за КУ по двухкомпонентному тарифу:

“В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или нежилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов”.

Если собственником предоставлен акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ коммунальных ресурсов, то повышающий коэффициент к нему не применяется, начиная с расчётного периода, в котором составлен данный акт.

Платить за отопление можно двумя способами:

  • в течение отопительного периода;
  • равномерно в течение календарного года.

Если составлен акт, подтверждающий отсутствие технической возможности установки ОДПУ теплоэнергии, то повышающий коэффициент не применяется, начиная с расчётного периода, в котором составлен данный акт.

Плата за отопление

Органы госвласти субъектов РФ могут принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, решение о выборе/изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Указанное решение может приниматься не чаще 1 раза в год в срок до 1 октября. После принятия документ публикуется на официальном сайте органа госвласти в течение 5 рабочих дней. Решение о выборе способа оплаты отопления вступает в силу с 1 июля года, следующего за годом, в котором оно принято.

При принятии органом госвласти решения об изменении способа оплаты отопления исполнитель КУ осуществляет перерасчёт размера платы в конце календарного года, в котором оно принято.

Временно проживающие потребители

Если в жилом помещении есть временно проживающие лица, то для расчёта платы за коммунальные услуги или перерасчёта за прошлые периоды собственнику необходимо указать в заявлении сведения о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии заявления или указания даты начала проживания таких потребителей этой датой считается 1 число месяца, в котором составлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Заявление отправляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих лиц. В таком заявлении необходимо указать:

  • ФИО собственника или постоянно проживающего потребителя;
  • адрес, место его жительства;
  • сведения о количестве временно проживающих потребителей;
  • даты начала и окончания проживания временных потребителей в жилом помещении.

Допуск в помещение для проверки ИПУ

Согласно планируемым изменениям, исполнитель КУ также обязуется осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей не позднее 5 рабочих дней со дня получения от потребителя соответствующего заявления.

Исполнителя предлагается наделить правом осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ, установленных в жилых помещениях. Таким образом, он будет правомерен посещать жилые помещения собственников, в которых установлены индивидуальные приборы учёта и проверять состояние ИПУ.

Также исполнитель КУ будет обладать правом устанавливать на ИПУ собственников пломбы или устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, который приводит к искажению показаний, повреждению или выходу из строя.

Если собственник 2 и более раз не пускает в своё жилое помещение исполнителя КУ для проверки состояния ИПУ и достоверности представленных показаний (при наличии составленного акта об отказе в допуске к прибору учёта), то показания, предоставленные потребителем, не учитываются при расчёте платы за КУ до момента проведения проверки. В таком случае размер платы за КУ рассчитывается по нормативу, как при отсутствии ИПУ, начиная с расчётного периода, в котором составлен акт.

При обнаружении несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования собственника к внутридомовым инженерным системам исполнитель КУ должен это устранить и доначислить плату за коммунальную услугу для такого потребителя. Доначисление размера платы производится исходя из потреблённых объёмов коммунального ресурса за период с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте, и до момента его устранения.

Если несанкционированное подключение собственника принесло ущерб другому потребителю в виде увеличения начисленной платы за КУ, то пострадавший может потребовать возмещения причинённых убытков с нарушителя.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном подключении потребителем в нежилом помещении взыскивается РСО. Исполнитель, обнаруживший несанкционированное подключение потребителем в нежилом помещении обязан в течение 5 календарных дней сообщить об этом РСО с предоставлением соответствующего акта, если, конечно, исполнителем не является сама РСО.

Для допуска исполнителя в жилое помещение собственника для проверки состояния и показаний ИПУ необходимо направить собственнику под роспись письменное извещение о предполагаемых дате и времени проведения проверки и необходимости допуска не позднее 14 дней до даты проведения проверки.

Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время. Исключение составляют случаи временного отсутствия собственника дома. Об этом собственник должен известить исполнителя не позднее двух дней до даты, указанной в извещении, и указать удобное ему время проведения проверки. Предложенная потребителем дата проверки не должна быть позднее трёх дней со дня, указанного в извещении.

По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого передаётся потребителю. Документ подписывается исполнителем и потребителем. Если потребитель отказывается подписать акт, то документ подписывается исполнителем и двумя незаинтересованными лицами.

Если потребитель не пустил исполнителя в жилое помещение в указанное в извещении время,то исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учёта с указанием причин. Документ подписывается исполнителем и потребителем. Если потребитель отказывается от подписания, то акт подписывается исполнителем и двумя незаинтересованными лицами.

После того, как собственник даст согласие на проведение проверки, исполнитель должен её провести в течение 10 дней с момента получения от потребителя заявления о готовности. По окончании проверки составляет акт, подписывается обеими сторонами и один экземпляр остаётся у собственника. Если потребитель отказывается от подписания, то акт подписывается исполнителем и двумя незаинтересованными лицами.

Ответственность исполнителя КУ

Также устанавливается ответственность исполнителя при предоставлении некачественной или с перерывами коммунальной услуги. В частности, при предоставлении КУ с перерывами, превышающими установленную продолжительность, включая аварийные ситуации с превышением установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в следующем размере:

“если перерыв при предоставлении коммунальной услуги в течение расчётного периода составил менее 10 дней - 30% от стоимости коммунальной услуги за период перерыва предоставления коммунальной услуги, превышающего установленную продолжительность, в 2016 году, с 2017 года – 50% от стоимости коммунальной услуги за период перерыва предоставления коммунальной услуги, превышающего установленную продолжительность;

если перерыв при предоставлении коммунальной услуги в течение расчетного периода составил 10 дней и более - 30% от стоимости коммунальной услуги за период перерыва предоставления коммунальной услуги, превышающего установленную продолжительность, в 2016 году, с 2017 года - 100% от стоимости коммунальной услуги за период перерыва предоставления коммунальной услуги, превышающего установленную продолжительность.”

При предоставлении КУ ненадлежащего качества исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 30% от стоимости коммунальной услуги за период её предоставления ненадлежащего качества.

Размер штрафов указывается отдельной строкой в квитанции и уплачивается не позднее, чем в течение трёх расчетных периодов, следующих за периодом, в котором начислен штраф. Если размер штрафа превышает стоимость КУ в расчётном периоде, то потребитель освобождается от платежа до уплаты штрафа в полном объёме.

Если у потребителя есть подтверждённая вступившим в силу судебным актом не погашенная задолженность по оплате КУ, но исполнитель должен выплатить ему штраф за КУ, то размер задолженности снижается на сумму штрафа.

Если исполнитель или лицо, начисляющее плату за КУ, нарушил порядок расчёта платы, что привело к увеличению суммы платежа собственника, то нарушитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

Исключение составляют случаи, когда нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения/оплаты штрафа. Указанный штраф отражается в квитанции отдельной строкой и уплачивается не позднее чем в течение двух расчётных периодов, следующих за периодом, в котором начислен штраф.

Также потребитель может потребовать от исполнителя уплаты неустоек, штрафов и пеней в размере, указанном в Законе РФ "О защите прав потребителей", если:

  • исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении КУ, своевременно не приступил к их предоставлению;
  • в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления КУ или их непредставлении;
  • в других случаях, предусмотренных договором.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!