Правительство РФ подготовило проект постановления Правительства РФ № 02/07/02-16/00045748 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», в котором предложило поправки в правила оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Об этом документе пойдёт речь сегодня.

ТКО в составе коммунальных услуг

Твёрдые коммунальные отходы - это отходы, появляющиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подобные по составу отходам, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» услуга по обращению с ТКО включена в состав коммунальных услуг.

458-ФЗ переквалифицировал твёрдые бытовые отходы в твёрдые коммунальные и установил новую систему обращения с ними, в нём были разработаны принципы регулирования ТКО, позволяющие региональному оператору по вывозу мусора производить правильные расчёты с потребителями КУ.

Поправки в нормативы по вывозу мусора

Находящийся на стадии публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ определяет правила оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, порядок заключения договоров на её оказание, порядок расчёта за оказанную услугу. Кроме перечисленного:

  • предлагает исключить плату за вывоз отходов из состава платы за содержание общего имущества МКД;
  • устанавливает механизм определения объёма вывозимых ТКО, механизм определения размера платы за оказание КУ за вывоз ТКО. Предусматривает отнесение региональных операторов по вывозу ТКО к РСО.

Постановление должно вступить в силу со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти данного субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2017 года.

Изменения вносятся в:

Изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг

В пункт 2 утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов предлагается внести следующие изменения: к внутридомовым инженерным сетям отнести также мусороприёмные камеры и мусоропроводы, а к РСО - региональных операторов по обращению с ТКО.

Определение объёма ТКО будет осуществляться путём измерения объёма контейнеров, используемых для накопления твёрдых коммунальных отходов.

Пункт 4 будет дополнен подпунктом «ж», в котором авторы законопроекта объясняют, что включает в себя обращение с ТКО: «сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных и жилых домах».

Проект постановления предусматривает включение услуги по обращению с ТКО в договор о приобретении КУ. Пункт 19, описывающий, какие положения должен включать договор о предоставлении КУ, дополняется подпунктом «т», согласно которому в договоре в графическом виде будет размещаться информация о расположении мест накопления ТКО и подъездных путей.

Напоминаем, что УК приступает к предоставлению КУ потребителям в МКД с указанной в решении ОСС о выборе УК даты, или с даты заключения договора управления МКД (это же касается и УК, выбранной органом местного самоуправления). Однако не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о его приобретении.

Правила предлагается дополнить пунктом 21 (1), регламентирующим ответственность за обращение с ТКО. В случае, если другое не предусмотрено договором на оказание услуг по обращению с ТКО, ответственность регионального оператора по обращению с ТКО наступает с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Собственники помещений в МКД или жилом доме (если законодательством России выполнение ими таких работ не запрещено) отвечают за содержание контейнеров, контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовом земельном участке, входящем в состав ОИ. Собственники помещений в МКД могут привлекать для этой работы иные лица по договорам оказания услуг по содержанию ОИ.

Пункт 35 Правил дополнится подпунктом «ж», согласно которому потребитель КУ по обращению с ТКО не имеет права:

  • располагать ТКО вне ёмкостей, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • заполнять контейнеры для ТКО, принадлежащие другим лицам и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • размещать в контейнерах для раздельного сбора отходов мусор, не соответствующий указанному на контейнере типу бытовых отходов.

Размер платы за услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, будет определяться в соответствии с формулами Правил в зависимости от способа коммерческого учёта объёма или массы ТКО.

Проект постановления вносит существенные изменения в пункт 56 Правил. Если их примут, то размер платы за КУ будет рассчитываться исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении (когда жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учёта горячей и холодной воды, электрической энергии).

Потребитель, фактически проживающий в жилом помещении более 5 дней подряд, считается временно проживающим в этом помещении. При временном (более пяти календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении проектом постановления предусмотрен перерасчёт размера платы за услугу по обращению с ТКО.

Исполнитель (лицо, предоставляющее потребителю КУ), располагающий сведениями о не зарегистрированных по постоянному или временному месту жительства или месту пребывания временно проживающих в жилом помещении потребителях, может составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в таком помещении.

Изменения в Правилах, обязательных при заключении УО договоров с РСО

Проект постановления включает в Правила поправки, подчёркивающие статус ТКО как коммунальной услуги, в том числе поправку, определяющую границу ответственности за обращение с ТКО.

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента погрузки их в мусоровоз. Ответственность же за содержание мусороприёмных камер, мусоропроводов, контейнеров и контейнерных площадок, которые расположены на придомовой территории, входящей в состав ОИ, несут УО, ТСЖ или ЖК.

В проекте постановления отмечается, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО должен заключаться в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.

Изменения в Перечне работ по содержанию ОИ В МКД

Пункт 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме предлагается изменить, добавив новый перечень работ по обеспечению вывоза жидких бытовых отходов:

  • содержание сооружений и оборудования, используемого для накопления жидких бытовых отходов в МКД, не подключённых к централизованной системе водоотведения;
  • вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;
  • вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

Также перечень будет дополнен новым пунктом 26 (1), в котором представлен список работ по содержанию мест накопления ТКО:

  • организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.

Изменения в Правилах определения размера платы за коммунальные услуги

Проект постановления вносит изменения в Правила определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии.

Предполагается, что размер платы за КУ будет определяться исходя из объёма потребляемых КУ. Он, в свою очередь, проверяется по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления КУ, нормативов накопления ТКО.