Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждает правила коммерческого учёта объёма и массы ТКО. Документ раскрывает обязанности региональных операторов по обращению с ТКО и владельцев объектов, используемых для обработки ТКО, и будет так же полезен и интересен для УК. Предупреждён - значит вооружён.

О чём документ

Коммерческий учёт объёма и массы ТКО проводится с целью осуществления расчётов по договорам в области обращения с ТКО. Зачем он нужен? Чтобы собственникам не пришлось переплачивать деньги за услугу, которая фактически не была предоставлена или оказывалась ненадлежащим образом. Делаться это может с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерения, или расчетным способом.

Коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из:

  • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма;
  • количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в предназначенных для них местах.

Расчётный способ коммерческого учёта выбирается:

  • в целях произведения расчётов с собственниками ТКО, с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО;
  • при раздельном накоплении и сборе сортированных или несортированных ТКО, крупногабаритных отходов в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО.

С использованием средств измерения коммерческий учёт ТКО производится в целях осуществления расчётов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами.

В течение одного года со дня вступления в силу настоящих Правил владельцы объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, должны будут оборудовать их средствами измерения массы ТКО. Помимо этого Правилами определён порядок осуществления коммерческого учёта ТКО в случае, если объект не оборудован средством измерения или если оно вышло из строя.

Что подлежит коммерческому учёту

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 коммерческому учёту подлежат объём и масса:

  • ТКО в местах их накопления (это касается сортированных и не сортированных ТКО, а также крупногабаритных отходов);
  • ТКО, которые собираются и транспортируются операторами по обращению с ТКО;
  • ТКО, которые поступают на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, и транспортируются с таких объектов.

Как вы помните, теперь за обращение с ТКО в каждом регионе РФ будут отвечать не разные компании, а один региональный оператор по обращению с ТКО. В его обязанности согласно Правилам будет входить представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, с которым он заключил соответствующее соглашение, сведений об объёме и о массе накопленных ТКО.

Также региональный оператор по обращению с ТКО должен будет предоставить данные об объёме и о массе ТКО, которые были собраны, транспортированы, обработаны, обезврежены или захоронены по установленной указанным соглашением форме, ежемесячно, если другое не предусмотрено соглашением.

Коммерческий учёт ТКО

Коммерческий учёт массы и объёма ТКО может осуществляться расчётным путём или исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

Для произведения расчётов с собственниками ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма, и количества и объёма контейнеров для накопления ТКО.

В целях проведения расчётов с операторами по обращению с ТКО коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с количеством и объёмом контейнеров для накопления ТКО.

При раздельном накоплении и сборе сортированных и не сортированных ТКО, крупногабаритных отходов коммерческий учёт ТКО также происходит согласно количеству и объёму контейнеров для накопления ТКО.

Когда расчёт производится с владельцами объектов - операторами по обращению с ТКО, коммерческий учёт ТКО осуществляется исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

Как мы уже говорили ранее, владельцы объектов в течение одного года со дня вступления в силу настоящих Правил должны оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО.

Если этого не было сделано или средство измерения неисправно, коммерческий учёт массы ТКО производится исходя из средней плотности и объёма ТКО. Указанный объём ТКО определяется:

  • в течение тридцати дней после установления факта неисправности средства измерения - согласно установленной вместимости кузова транспортного средства с учётом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;
  • после тридцати дней, прошедших с момента установления факта выхода средства измерения из строя или его отсутствия - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учётом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Средство измерения можно считать неисправным, если:

  • оно не отображает результаты измерения;
  • есть признаки несанкционированного вмешательства в работу средства измерения;
  • есть следы нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесённых на средство измерения;
  • есть механические повреждения средства измерения;
  • допустимая погрешность показаний средства измерения, превышает установленную в технической документации;
  • истёк межповерочный интервал поверки средства измерения.

Допуск средства измерения к эксплуатации

Чтобы получить допуск к эксплуатации установленного на объекте средства измерения, владелец объекта формирует комиссию по допуску данного средства измерения к эксплуатации. В комиссию должны входить:

  • представитель владельца объекта;
  • представитель регионального оператора по обращению с ТКО;
  • представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.

Согласно Правилам владелец объекта в письменном виде обязан известить членов комиссии о проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации не позднее чем за 10 рабочих дней до дня допуска средства измерения к эксплуатации.

В письменном уведомлении обязательно должны быть указаны реквизиты владельца объекта, для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей состав реквизитов различен. Для юридических лиц это:

Для индивидуальных предпринимателей:

Для физических лиц:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • адрес регистрации по месту жительства;
  • контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона, лица, направившего уведомление.

Также в письменном уведомлении должны быть отражены дата, время и место проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации. В качестве приложений к письменному уведомлению добавляются:

  • заверенные владельцем объекта копия проектной документации на установку средства измерения, копия паспорта (формуляра) на средство измерения, копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки средства измерения (за исключением новых средств измерения);
  • документы, подтверждающие право лица подписывать и направлять уведомления от имени владельца объекта.

Регламент проверки

Комиссия при проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации проверяет:

  • соответствие заводских номеров, нанесённых на средство измерения, номерам, указанным в его паспорте (формуляре);
  • соответствие схемы установки средства измерения представленной проектной документации;
  • наличие знаков последней поверки (за исключением новых средств измерения);
  • работоспособность средства измерения;
  • работоспособность телеметрических устройств (при их наличии).

По результатам проверки комиссия составляет акт о допуске средства измерения к эксплуатации, в котором указываются:

  • дата и время проведения проверки, местонахождение объекта и расположение средства измерения;
  • фамилии, имена, отчества (при наличии), должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
  • результаты проведения проверки;
  • решение о допуске или об отказе допуска средства измерения к использованию с перечнем выявленных недостатков и указанием пунктов нарушенных положений настоящих Правил.

В случае успешного прохождения средством измерения проверки комиссия в течение пяти дней со дня проведения данной проверки составляет и подписывает акт о допуске средства измерения к эксплуатации.

С даты подписания данного акта средство измерения считается пригодным для определения массы ТКО в целях коммерческого учёта ТКО. Средство, не прошедшее проверку, к эксплуатации не допускается.