Для того, чтобы сделать расчёты между коммунальщиками и населением максимально прозрачными, законодательная власть всерьёз подумывает над тем, чтобы создать во всех регионах РФ информационно-расчётные центры для приёма платежей за ЖКУ.

ИРЦ станут посредниками по расчётам между РСО, УК и потребителями коммунальных услуг

В одной из предыдущих статей мы писали про переход на прямые договора между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями. Согласно новому законодательству, управляющие компании теряют свой статус поставщиков коммунальных услуг и становятся посредниками между населением и РСО.

Тем не менее, львиная доля платежей за жилищно-коммунальные услуги проходит через руки управляющих компаний. В настоящее время сообщество экспертов в сфере ЖКХ активно обсуждает инициативу создания региональных информационно-расчётных центров для приёма платежей от потребителей коммунальных услуг.

Если инициатива будет поддержана, то в обозримом будущем руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ будет наделён на законодательном уровне правом принимать решение о создании и работе в регионе информационно-расчетного центра (ИРЦ).

По задумке, ИРЦ может быть выбран на конкурсной основе или определен в порядке, утверждённым нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Также инициаторы идеи не исключают, что в одном регионе может функционировать сразу несколько таких центров.

Функции ИРЦ

Резонно возникает вопрос, для чего нужно создавать новые информационно-расчётные центры в регионах страны, когда уже итак функционируют центры по приёму платежей от граждан?

По идее авторов будущего законопроекта, ИРЦ должны стать серьёзным инструментом в руках государственной власти, который поможет исключить возможность мошенничества управляющих компаний с поступлениями денежных сборов с собственников помещений в МКД.

Как считают эксперты жилищно-коммунальной сферы хозяйства, управляющие компании имеют за собой такой грешок, как вывод финансовых средств, полученных от населения за коммунальные ресурсы, поставленные РСО. Кроме того, данный механизм сбора платежей с населения поможет смягчить переход граждан на систему прямых договорных отношений с РСО.

Региональные информационно-расчётных центры будут представлены в лице кредитных организаций. В основные функции ИРЦ будет входить деятельность по обеспечению и доведению своевременно и в полном объёме платежей населения напрямую до поставщиков коммунальных ресурсов, то есть до ресурсоснабжающих организаций.

Есть ли необходимость в создании региональных ИРЦ?

По мнению того же экспертного сообщества в сфере ЖКХ, такая необходимость назрела уже давно, поскольку одной из злободневных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве является низкая собираемость платежей с населения за поставленные коммунальные ресурсы.

Всё чаще в судебной практике встречаются разбирательства на основе исков, предъявляемых РСО по взысканию просроченной задолженности по коммунальным услугам. К тому же, не редки случаи, когда при 100%-ной собираемости с собственников помещений в МКД злостным должником выступает сама управляющая компания.

Также частыми случаями судебных разбирательств являются мошеннические схемы по сбору средств с населения за КУ так называемыми фирмами-однодневками. Не меньшее число судебных исков предъявляется к недобросовестным руководителям УК, председателям ТСЖ, тоже практикующим мошеннические схемы незаконного вывода финансов после сбора их с плательщиков за коммунальные услуги.

На фоне ужесточения ответственности для управляющих компаний по многим вопросам их предпринимательской деятельности по управлению МКД законодатель подумывает и о том, чтобы максимально обезопасить граждан и их денежные средства от недобросовестных организаций ЖКХ.

Основной причиной данного положения вещей выступает тот факт, что посреднический характер деятельности управляющих компаний в сфере предоставления коммунальных услуг является неоднозначным. Иными словами, УК, не вырабатывая никаких коммунальных ресурсов и не поставляя их населению за неимением на это соответствующего технологического оснащения и полномочий, тем не менее, управляет всеми финансовыми потоками и имеет прямой доступ к поступаемым объёмам денежных средств потребителей КУ.

Согласно ст.153 Жилищного Кодекса РФ, собственники помещений в МКД обязуются “своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги”.

В соответствии с п.7.1 ст.155 Жилищного Кодекса РФ, собственники и наниматели помещений в МКД правомерны вынести на общем собрании решение о внесении платы за КУ непосредственно РСО.

П. 7.1 ст.155 ЖК РФ: “На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.”

Данное решение ОСС может быть вынесено не только в отношении всех коммунальных услуг, но также по одному или нескольким ресурсам. На основании протокола ОСС внесение платежей в соответствии с решением собрания собственников помещений в МКД будет являться полным исполнением их обязательств перед управляющей компанией. Поскольку УК отвечает за предоставление качественных коммунальных услуг в жилом доме.

Региональные ИРЦ помогут навести порядок в расчётах за жилищно-коммунальные услуги между всеми сторонами заключённых на поставку КУ договоров. Также они должны помочь в доведении собранных денежных средств с населения до их непосредственного получателя.