15 апреля в эфире Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян и эксперт по налогам Анна Щербина разобрали вопросы дробления бизнеса и перспективу налоговой амнистии. Узнайте, что инспекторы признают дроблением, к чему это может привести и как вести бизнес группы компаний так, чтобы он не противоречил налоговому законодательству.

Когда разделение бизнеса не преследует цели сэкономить на налогах и сохранить льготы

Налоговый юрист, директор компании ООО «РК» Анна Щербина и исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян начали разговор с того, что дробление или оптимизация бизнеса не всегда нарушают нормы налогового законодательства:

«Да, есть множество теневых компаний, которые превращаются в группы для экономии на налогах. Но зачастую я встречаю именно бизнесы, цель которых другая – проработка бизнес-концепций и формирование деловой репутации через разделение бизнеса и формирование качественного управления в каждом из направлений группы компаний», – отметила Ирэн Парсамян. – «И очень важно во время проверок правильно донести до инспекторов обоснование такого деления».

Что признаётся незаконным дроблением бизнеса

Незаконным дроблением могут признать любое фиктивное, предумышленное создание схемы бизнеса, при которой основной целью является получение налоговых льгот, а не какая-то деловая цель или коммерческие предустановки:

  • Противозаконным с точки зрения налоговых органов является предумышленное разделение одного фактически работающего бизнеса на несколько маленьких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях сохранения льгот или преференций.

Чаще всего это случай, когда один учредитель создаёт несколько организаций на упрощённой системе налогообложения (УСН) – вместо одной на общей системе.

  • Дроблением признаётся случай, когда руководитель организации на общей системе налогообложения регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, и распределяет клиентов между ними исходя из применяемого режима.

Клиенты с общей системой налогообложения работают с основной фирмой, а клиенты на упрощённом режиме заключают договоры с ИП.

  • Бизнес дробится не только в целях УСН, но и для получения специальных льгот и преференций. Например, применение пониженных ставок для медицинских или образовательных учреждений, ИТ-фирм.

Какие случаи дробления бизнеса не противоречат закону

Законным дроблением бизнеса может считаться создание учредителем нескольких юридических лиц, которые осуществляют различные виды деятельности. Например, строительство и торговля непродовольственными товарами: каждое юрлицо в данной ситуации работает в рамках своего ОКВЭД. При этом они являются самостоятельным с собственным управленческим звеном и кадровыми ресурсами.

Эксперты рассмотрели и случаи с УО. Например, существует группа компаний, в которой одна организация занимается строительством многоквартирных домов, другая – управляет ими. Законность таких групп компаний зависит от многих факторов. Если бизнес составляет единый производственный процесс – от момента постройки до реализации, то приведённая схема может быть признано одним бизнесом.

Инспекторы при вынесении решения обратят внимание на совокупность факторов: насколько самостоятельна каждая из фирм, выполняют ли сотрудники одной компании задачи, связанные с другой, имеют ли они отдельные офисы.

«На конечный результат повлияет ответ на вопрос, была ли какая-то целесообразность в создании разных юрлиц помимо налоговой экономии», – подчеркнули эксперты.

Когда группу компаний могут признать незаконным дроблением бизнеса

Ещё один пример с эфира – УО, не подконтрольная строительной компании, берёт в управление жилые комплексы от застройщика. Для работы в каждом ЖК она создаёт отдельное юрлицо и называет себя группой компаний. Руководство мотивирует такую схему ведения бизнеса тем, что управляет домами премиум-класса: в каждом комплексе открывает офисы, чтобы сотрудники могли оперативно взаимодействовать с жителями и устранять неполадки.

У группы компаний отличная репутация, хорошая прибыли есть и трудности. Но всем УО необходимо получать лицензию на управление МКД, нанимать отдельный штат в каждом офисе. Также на все юрлица может быть нанят общий сотрудник для пиара или заключён один договор с подрядной организацией для ведения бухгалтерии.

Анна Щербина отметила, что такую схему могут счесть подходящей под критерии незаконного дробления бизнеса:

  • законом не запрещено открывать филиалы или обособленные подразделения, работать по франшизе;
  • инспекторы могут не усмотреть во множестве отдельных юрлиц экономической целесообразности;
  • деловую репутацию также можно развивать в рамках одной компании.

«Совместное использование разными юрлицами одного товарного знака, тем более при ведении одного вида деятельности, делает очевидным дробление бизнеса для налоговых органов», – подчеркнули спикеры.

Чего можно ожидать от налоговой амнистии

Анна Щербина поделилась своим видением выступления Владимира Путина в феврале 2024 года, где он наказал проработать вопрос налоговой амнистии для некрупного бизнеса, который вынужден был оптимизироваться путём дробления: исключить штрафы при добровольном признании бизнесменами совершённых правонарушений.

Предполагается, что такие организации будут взаимодействовать с ФНС в рамках налогового мониторинга – предоставят органам возможность в онлайн-режиме отслеживать бухгалтерию компании. Таких юрлиц освободят от проверок и доначислений за предшествующие периоды, они перейдут на общую систему налогообложения.

Эксперт отметила, что переход, скорее всего, будет плавным, предпринимателям предоставят льготы и преференции. По аналогии с ранее принятыми законами возможно освобождение от НДС или, например, пониженные ставки по налогу на прибыль.

«Делать более точные прогнозы и оценивать преимущества и риски налоговой амнистии можно будет после разработки законопроекта. Возможно, это будет хорошей перспективой, чтобы избежать доначислений, штрафов и административной ответственности. С другой стороны, не исключён риск появления новых требований, ужесточения контроля и влияния на бизнес со стороны государства», – подытожила Анна Щербина.

Подробнее о том, какие критерии помогут организации доказать, что дробление произошло не с целью налоговой экономии, узнайте в видеозаписи эфира. А чтобы не пропускать полезные УО и ТСЖ онлайн-встречи с экспертами, следите за анонсами в Телеграм-каналах РосКвартала и Ассоциации «Р1».