Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 года. С тех пор ажиотаж вокруг нововведения не утихает. Появление системы принесло хлопоты руководителям и сотрудникам управляющих организаций. Но не всем в полной мере ясно, что это за система, как с ней работать и чего от неё ожидать.

Разберёмся, что такое ГИС ЖКХ, с какой целью она создана, что грозит управляющим организациям, которые проигнорируют требования законодательства по размещению информации в ней.

С чего началась ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ – это единая федеральная централизованная система, которая содержит информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве 81 субъекта Российской Федерации. В ней пользователи находят сведения о жилищном фонде, стоимости и перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, о предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур.

Прошёл всего год с момента ввода ГИС ЖКХ в промышленную эксплуатацию. С этого момента управляющие компании, ТСЖ и ЖСК стали поставщиками информации в ГИС ЖКХ. Вместе с этим статусом они получили недоработанную систему, требования к размещению информации в ней и законодательные акты, которым надо неукоснительно следовать.

Кто создатель ГИС ЖКХ

Государственный заказчик ГИС ЖКХ – Минкомсвязь России. Нормативным регулированием Минкомсвязь РФ занимается совместно с Минстроем РФ. Финансирует систему ФГУП «Почта России», которое одновременно выступает и оператором системы.

Техническую часть разработки системы заказчик поручил группе компаний «ЛАНИТ». Разработка происходит под контролем заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаила Евраева. Система создана в рекордно короткие для таких проектов сроки – два с половиной года.

Результатом рекордно коротких сроков стали постоянные сбои в работе системы. Тем не менее разработчики обещают, что рано или поздно ГИС ЖКХ будет работать стабильно. Для этого служба поддержки системы работает круглосуточно, и вы можете обратиться к специалистам с описанием вашей проблемы. Раз в несколько месяцев выходят обновления системы, в которых разработчики стараются учесть недоработки прошлых версий.

Законодательство по ГИС ЖКХ

Толчком к созданию информационной системы жилищного хозяйства стал Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Стране была нужна информационная система, которая бы обеспечила «прозрачность» отношений между управляющими организациями, собственниками жилья и государственными органами. Обязанность по созданию и правовому регулированию ГИС ЖКХ была возложена президентом РФ на Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ.

Разработка ГИС ЖКХ основывается на двух федеральных законах:

  1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Документ описывает требования к созданию системы, виды информации, которые подлежат размещению в ней и предусматривает ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.
  2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Изменения коснулись отдельных статей ЖК РФ, КоАП РФ и других законодательных актов РФ.

Регулируется размещение информации Приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. В приказе 16 разделов. Каждый из них предъявляет требования к поставщикам информации в ГИС ЖКХ. Управляющие организации руководствуются при размещении информации десятым разделом.

Помимо федеральных законов, Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ выпустили 15 совместных приказов, которые регулируют размещение информации в ГИС ЖКХ. В них указаны те сведения, которые должны разместить поставщики информации в ГИС ЖКХ, порядок работы в системе и сроки размещения отдельных видов информации.

Особое внимание управляющим компаниям ТСЖ и ЖСК советуем обратить на 10-й раздел приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. В нём приведён полный перечень информации, которую должны размещать в ГИС ЖКХ управляющие организации.

Кто раскрывает информацию в ГИС ЖКХ

Информацию в ГИС ЖКХ раскрывают не только управляющие организации. Перечень поставщиков сведений предусмотрен ст. 6 Федерального закона от 24.07.2014 № 209-ФЗ:

  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • ресурсоснабжающие организации;
  • региональные операторы капитального ремонта;
  • управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД;
  • региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • жилищно-строительные кооперативы, осуществляющие строительство МКД за счёт средств членов кооперативов;
  • организации, через которые производится внесение платы;
  • администраторы общих собраний собственников помещений в МКД;
  • председатели советов МКД;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые являются единоличными собственниками помещений в МКД, если способ управления не выбран или выбран непосредственный способ управления.

В приказе Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр для каждого поставщика информации в ГИС ЖКХ предусмотрен отдельный раздел, в котором прописаны пункты, которые нужно заполнить.

Какие разделы ГИС ЖКХ заполняют управляющие организации, ТСЖ и ЖСК

В ГИС ЖКХ 9 разделов. Но управляющие организации заполняют не все, так как часть разделов отведена другим поставщикам информации.

Полный перечень информации, которую должны разместить управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, приведён в разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. Рассмотрим их в разрезе ГИС ЖКХ:

1. Администрирование. Здесь заполните вкладки «Информация об организации», «Платёжные реквизиты», «Платёжные агенты». Это обобщенная информация об организации и её сотрудниках: численность персонала, юридический и фактический адреса организации, реквизиты банка, через который проходят платежи собственников и другое.


2. Объекты управления. Это самый большой раздел ГИС ЖКХ. Здесь разместите информацию о домах под вашим управлением. В этом разделе есть вкладки «Договоры управления», «Объекты жилищного фонда», «Договоры на пользование общим имуществом», «Договоры оказания услуг (выполнения работ)», «Лицевые счета», «Приборы учёта», «Голосования», «Страховые продукты». Помимо этого вам предстоит заполнить перечни работ в разрезе каждого дома под вашим управлением.


3.Капитальный ремонт. Этот раздел вы заполняете только в случае, если капитальный ремонт у вас формируется на специальном счёте. Заполнить следует вкладки «Реестр счетов» и «Реестр сведений по капитальному ремонту».


4. Оплата ЖКУ. Это последний раздел, который УО, ТСЖ, ЖСК заполняют в ГИС ЖКХ. Его можно заполнить только после того, как вы разместили сведения по всем остальным разделам. Здесь вы заполняете вкладки «Квитирование и платёжные документы».


Поставщики информации переживают, что размещение информации отнимет у них немало времени и сил. Это действительно так, ведь предстоит загрузить все сведения о МКД. Но для системы действует принцип однократности размещения информации. Если вы один раз корректно загрузили сведения в ГИС ЖКХ, то они будут храниться в электронной форме, и вы сможете ими пользоваться. Если же данные загружены неверно, в том числе из-за ошибок системы, то вам придётся повторно внести информацию в ГИС ЖКХ.

Сроки размещения информации

Обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ появилась с 1 июля 2017 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ). Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя этот срок перенесён на 1 июля 2019 года.
Ответственность за неразмещение данных или размещение недостоверных данных в ГИС ЖКХ управляющие организации будут нести с 1 января 2018 года. Для городов федерального значения срок передвинут на 1 июля 2019 года. Именно с этого момента ГИС ЖКХ становится лицензионным требованием и поставщики информации должны в полном объёме раскрывать информацию в системе в соответствии с перечнем, который определён приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр. Обратите внимание, что в каждом из пунктов приказа есть указание на сроки, в которые поставщик информации должен разместить данные.
Если требования к размещению информации в ГИС ЖКХ нарушены, то орган ГЖН может выдать управляющей организации предписание об устранении нарушений уже сейчас, несмотря на то, что Минстрой РФ рекомендует ГЖИ выдавать не предписания, а предостережения.
Так как административная ответственность для большинства регионов России наступает 1 января 2018 года, срок исполнения предписаний, выданных ГЖИ за подобные нарушения в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года, не может возникнуть раньше 1 января 2018 года. Если управляющая организация не выполнит требования предписания, ей грозит административная ответственность по статье 13.19.2 КоАП РФ с 1 января 2018 года
Все перечисленные требования относятся к управляющим организациям-лицензиатам. ТСЖ и ЖСК могут оштрафовать уже сейчас, поэтому им следует быть особенно внимательными.

Кто проводит проверки по ГИС ЖКХ

Орган контроля за раскрытием информации в ГИС ЖКХ – региональные жилищные инспекции (ст. 23.55 КоАП РФ). Они могут привлекать управляющие организации к ответственности за несоблюдение требований № 209-ФЗ и выписывать штрафы.

Органы ГЖН осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Если проверяют размещение информации управляющей организацией в ГИС ЖКХ, то проверке подлежит перечень сведений разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. Как правило, в результате проверки надзорные органы выписывают предписание об устранении нарушений. В предписании будет указана дата повторной проверки. К этой дате советуем вам устранить нарушения. Если нарушения не будут устранены, управляющую организацию привлекут к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ. Штрафы по этой статье:


  • для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация на срок до трёх лет;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.