Исполнитель КУ, отключив от холодного водоснабжения должника, оставил без воды и оплачивающего услуги потребителя. УФАС оштрафовало организацию на 600 тыс. руб. за нарушение правил недискриминационного доступа к водопроводным сетям. Читайте о том, согласился ли ВС РФ с таким решением надзорного ведомства.

Нарушение прав третьих лиц при ограничении подачи КУ в помещение должника

Полное или частичное ограничение предоставления коммунальной услуги в случае формирования по лицевому счёту абонента задолженности производится в соответствии с положениями разд. XI ПП РФ № 354.

При неполной оплате потребителем предоставленных коммунальных услуг исполнитель имеет право после предварительного уведомления ввести ограничение предоставления услуг или полностью их отключить до момента погашения задолженности (пп. «а» п. 117 ПП РФ № 354). При этом под задолженностью подразумевается сумма, превышающая 2 месячных размера платы, исчисленных исходя из норматива потребления (п. 118 ПП РФ № 354).

Действия по ограничению поставки ресурсов неплательщику не должны нарушать права и интересы потребителей, вовремя и в полном объёме оплачивающих коммунальные услуги (п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354).

Штраф от УФАС в 600 000 рублей за ограничение потребителю доступа к сетям

УФАС по Ростовской области привлекла к административной ответственности исполнителя КУ по водоснабжению за нарушение прав дисциплинированного потребителя.

Исполнитель отключил от ХВС должника – основного абонента. При этом технологическое присоединение соседей было произведено опосредованно, через сети неплательщика. Поэтому они также оказались без холодной воды, хотя вовремя и в полном объёме оплачивали счета.

Получив жалобу от потребителя на незаконное отключение от сетей водоснабжения, сотрудники УФАС провели проверку. Поскольку ранее организация привлекалась к ответственности за правонарушение по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, ведомство оштрафовало её на 600 000 рублей в соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – за повторное нарушение правил недискриминационного доступа к сетям водоснабжения.

Исполнитель КУ не согласился с таким решением и подал в суд, требуя признать постановление УФАС незаконным и отменить административные санкции. Истец настаивал на неверной квалификации правонарушения.

Отключение потребителя вместе с должником как нарушение правил доступа к сетям

Суды трёх инстанций: первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону антимонопольного ведомства. Они исходили из того, что истец, отключив потребителя от сетей водоснабжения, нарушил правила недискриминационного доступа к централизованным сетям ХВС и создал препятствия для транспортировки ресурса по водопроводу (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

При этом был нарушен порядок введения ограничения предоставления коммунального ресурса, зафиксированный в разд. XI ПП РФ № 354: у исполнителя КУ не было законных оснований для отключения от ХВС потребителя, который был опосредованно подключён к сетям, но оплачивал коммунальные ресурсы в полном объёме.

Действия исполнителя КУ противоречили требованиям п. 121, пп. «б» 122 ПП РФ № 354 и привели к нарушению прав третьих лиц при отключении услуг должнику. Поставщик холодной воды не предпринял все зависящие от него меры для соблюдения интересов потребителей.

Также суды подтвердили правоту УФАС по РО в части определения статьи КоАП РФ: исполнитель КУ нарушил правила недискриминационного доступа к сетям водоснабжения. Надзорное ведомство правомерно привлекло поставщика ресурсов к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.

Жалоба истца на то, что по аналогичному нарушению он одновременно привлечён к административной ответственности ещё и органом ГЖН, также была отклонена. Кассационный суд предложил исполнителю КУ обжаловать предписание органа жилищного надзора в судебном порядке, поскольку постановление УФАС уже вступило в законную силу.

Отключение от услуг третьих лиц вместе с должником как нарушение режима предоставления КУ

Поставщик услуг по ХВС обратился в Верховный суд РФ, который отметил следующие важные обстоятельства дела:

  1. Исполнитель КУ прекратил поставку ресурса основному абоненту согласно пп. «а» п. 117 ПП РФ № 354, но при этом нарушил права опосредованного абонента, для отключения которого не было законных оснований.
  2. Действия истца привели к нарушению п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354. На этом основании орган ГЖН привлёк поставщика услуг по ХВС к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ – за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
  3. Истец в отношении потребителя не допускал каких-либо нарушений правил подключения или технологического присоединения к соответствующим сетям, что не позволяет квалифицировать действия истца по отключению потребителя от КУ как нарушение по ст. 9.21 КоАП РФ.

Приняв во внимание эти факты, Верховный суд РФ постановил, что действия, совершённые исполнителем, должны быть квалифицированы как правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ. Максимальный штраф, предусмотренный этой статьёй для юридических лиц, составляет 10 000 рублей. Это в 60 раз меньше, чем штраф, выписанный УФАС в адрес исполнителя КУ по ст. 9.21 КоАП РФ.

Все принятые ранее по делу документы ВС РФ отменил, а также признал постановление Ростовского УФАС о привлечении поставщика ХВ к административной ответственности незаконным.

Запомнить

Управляющие организации, вводя полное или частичное ограничение режима потребления коммунальных ресурсов в помещениях должников, должны помнить о требованиях разд. XI ПП РФ № 354:

  1. Исполнитель КУ имеет право отключить жителя многоквартирного дома от услуг, если сумма его долга соответствует требованиям п. 118 ПП РФ № 354.
  2. Введение ограничения потребления КУ должно проводиться в соответствии с п. 119 ПП РФ № 354 после предварительного уведомления неплательщика о предстоящем ограничении.
  3. Отключение неплательщика от коммунальной услуги не должно приводить к аналогичному отключению или иному нарушению прав и интересов потребителей, вовремя оплачивающих услуги (п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354).

Если же из-за отключения должника пострадали другие потребители, то УО следует учитывать приведённое выше определение ВС РФ: подобное нарушение должно квалифицироваться по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Статья предусматривает штраф для юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.