До 15 февраля 2025 года, согласно требованиям регламента Таможенного союза, в России необходимо заменить все лифты с истёкшим сроком эксплуатации. Эксперты отрасли говорят, что, даже если потратить на это все средства фондов капремонта, полностью проблему не решить: нужно дополнительное финансирование из бюджетов.

Сегодня в регионах насчитывается почти 100 тысяч таких подъёмных устройств. По данным «РГ», это практически каждый пятый из общего числа стоящих на учёте подъёмников.

«За прошлый год нам удалось установить 18 тысяч новых лифтов, но ежегодно примерно такое же число исчерпывает нормативный срок службы», – отметили в Национальном лифтовом союзе (НЛС).

Они приводят следующие данные:

  • в Ульяновской, Ярославской и Астраханской областях нужно заменить больше половины всех подъёмников в МКД;
  • в Крыму к 2025 году предельного возраста в 25 лет достигнут 80% всех лифтов;
  • в Удмуртии есть кабины, которым уже больше 40 лет.

«Это не означает, что всё это лифты, которые назавтра рухнут. [...] Если обслуживает серьёзная организация, которая внимательно отслеживает его состояние, а не проходимцы, которые формально бумажки выписывают, техника может служить и после этого срока», – считает Алексей Захаров, первый вице-президент НЛС.

На замену лифтов нужно 300 миллиардов рублей, и даже если взять все деньги из фондов капремонта, то их хватит на обновление только 60% оборудования в стране. При этом придётся отказаться от ремонта других элементов МКД.

В союзе отмечают, что если оборудование не удастся заменить в срок, то его нужно будет вывести из эксплуатации или же обращаться в Евразийскую комиссию с просьбой продлить срок службы лифтов ещё на 3-5 лет.

При этом эксперты отмечают, что самая сложная ситуация – в МКД со спецсчетами капремонта: в них темпы модернизации лифтов очень низкие. Нужны новые механизмы регионального и федерального финансирования. А пока законодатели возлагают надежды на усиление контроля в сфере эксплуатации лифтов. Читайте, что поменялось в этой сфере в 2023 году.