На официальном сайте ГИС ЖКХ появилась информация, что по состоянию на 1 февраля 2016 года в 26 регионах РФ вступили в силу соглашения об опытной эксплуатации системы (п.5 ст.12 ФЗ №209 от 21.07.2014). Напоминаем, что всего по России в рамках пилотного проекта были подписаны соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ с 76 субъектами РФ.

Для 26 субъектов РФ наступила обязанность по заполнению ГИС ЖКХ

Вступление в силу данных соглашений говорит о том, что все представители сферы ЖКХ, а также органы власти 26 регионов РФ должны в течение 4 месяцев заполнить требуемой по законодательству информацией ГИС ЖКХ в полном объёме (п.5 ст.12 ФЗ №209 от 21.07.2014).

За неразмещение в срок или не в полном объёме информации в ГИС ЖКХ наступает административная ответственность для всех участников рынка ЖКХ по ст.13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ.

Но об этом чуть позже. А пока перечислим 26 субъектов РФ, которым предстоит в течение 4 месяцев в соответствии с вступившими в силу соглашениями об опытной эксплуатации разместить всю необходимую информацию в ГИС ЖКХ:

  • Белгородская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Калининградская область
  • Кировская область
  • Курская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Орловская область
  • Оренбургская область
  • Тульская область
  • Республика Адыгея
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Северная Осетия Алания
  • Республика Хакасия
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ

Какую информацию должны размещать в системе УК

И вот тут возникает первая несостыковка. Ведь до сих пор так и не утверждён окончательный состав сведений, которые управляющая компания должна размещать в системе. Есть только проект документа, который с 1 ноября 2015 года так и находится в подвешенном состоянии на Федеральном портале нормативно-правовых актов. Информацию о проекте вы можете посмотреть здесь.

Есть утверждённый совместный Приказ Минстроя и Минкомсвязи РФ №368/691/пр от 29.09.2015 года "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

Также одобрен Приказ Минкомсвязи России №311, Минстроя России №612/пр от 24.08.2015 года "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

То есть понятно, какую информацию нужно размещать Росреестру. Также известно, какие сведения о многоквартирном доме нужно размещать в системе управляющим компаниям. Но не понятно, где взять полный состав сведений, подлежащий размещению управляющими компаниями в ГИС ЖКХ, так как проект документа пока не одобрен. Поэтому возникает вопрос, что ещё помимо информации об МКД необходимо заполнять в ГИС ЖКХ управляющим компаниям?

Попробуем обратиться к законодательству, а именно к ФЗ №209 от 21.07.2014 года о ГИС ЖКХ. В ст.12 209-ФЗ сказано, что в системе УК должны размещать следующие сведения:

  • о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества;
  • о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в МКД, выполняемых работ по содержанию общего имущества, текущему и капитальному ремонту, об их объёме, качестве и периодичности предоставления или проведения, стоимости с указанием её расчёта, с размещением соответствующих договоров;
  • о приборах учёта, используемых для определения объёма/количества ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в МКД, с указанием используемых показаний при расчёте стоимости КУ;
  • о соблюдении установленных параметров качества выполненных работ и оказанных услуг соответствующими подрядными организациями, данные о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества выполняемых работ и оказываемых услуг;
  • о проведении ремонта и выполнении работ по обслуживанию централизованных коммуникационных сетей и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в МКД;
  • о ценах и тарифах на коммунальные услуги, услуги по управлению МКД, работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме;
  • о состоянии расчётов между собственниками, УК и РСО;
  • о состоянии расчётов УК с подрядными организациями, осуществляющими оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД, с размещением заключённых договоров и актов сдачи-приёмки результатов работ;
  • об установленных в договорах сроках внесения платы за ЖКУ с указанием сроков представления платёжных документов, на основании которых вносится оплата;
  • о проведении общего собрания собственников помещений в МКД, членов товариществ с размещением решений ОСС по вопросам повестки дня и итогов голосования (протоколы ОСС);
  • о выбранном собственниками помещений в МКД способе управления и формирования фонда капитального ремонта с размещением документов, удостоверяющих принятие этих решений;
  • условия договора управления МКД, предусмотренные в соответствии с законодательством РФ, сканированную копию договора и отчёт о его исполнении;
  • договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в МКД, о лицах, заключивших договоры от имени собственников с размещением в системе документов, удостоверяющих полномочия указанных лиц на заключение договоров;
  • о поступивших обращениях от собственников и о результатах их рассмотрения.

Однако перечисленную выше информацию нельзя принимать на веру, поскольку окончательный состав сведений, подлежащий размещению управляющими компаниями в ГИС ЖКХ, будет утверждён приказом министерств, регулирующих сферу ЖКХ.

Вторая несостыковка заключается в том, что пока ещё ГИС ЖКХ находится в стадии тестовой эксплуатации, и многие разделы системы не доступны для пользования. То есть управляющая компания попросту физически не сможет разместить требуемую информацию в полном объёме из-за технических работ на сайте, которые будут полностью завершены к 1 июля 2016 года, когда ГИС ЖКХ заработает в полную силу.

Ответственность

А теперь поговорим об ответственности для всех участников рынка ЖКХ, которые не успеют или забудут разместить необходимую информацию в ГИС ЖКХ в установленные соглашением об опытной эксплуатации системы сроки. За данное правонарушение грозит административный штраф по ст.13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ.

По ч.1 ст.13.19.1 КоАП РФ за нарушение порядка, способов, объёмов или сроков размещения информации в ГИС ЖКХ административная ответственность в виде штрафа наступает для должностных лиц органов исполнительной власти, ГЖН, муниципального жилищного контроля, других ведомств и организаций, ответственных за заполнение системы (209-ФЗ):

  • на должностных лиц - 30 000 рублей;
  • на юридических лиц - 200 000 рублей.

Теперь перейдём к ответственности за аналогичное правонарушение для управляющих компаний, РСО и органов местного самоуправления. По ст.13.19.2 КоАП РФ им грозит административный штраф:

  • на физических лиц, осуществляющих непосредственное управление МКД, - 1 000 рублей;
  • на физических лиц, являющихся администраторами общих собраний, - 15 000 рублей;
  • на должностное лицо органа местного самоуправления - 30 000 рублей;
  • на юридических лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги, - 200 000 рублей;
  • на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, - 30 000 рублей;
  • на иных юридических лиц - 30 000 рублей.

Обратите внимание, что с 1 июля 2016 года административный штраф для управляющих компаний возрастает с 30 до 100 000 рублей (ФЗ №236 от 13.07.2015 года).

За совершение повторного аналогичного административного правонарушения должностным лицом грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

За данные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как юридические лица.