Минстрой РФ занялся разработкой проекта Постановления Правительства РФ, который предполагает, что с 1 января 2017 года в квитанциях вместо платежа за сбор и вывоз отходов появится отдельная строка новой коммунальной услуги. Уведомление о начале разработки данного документа можно прочитать на Федеральном портале нормативно-правовых актов.

ТКО по-новому

Разрабатываемый проект Постановления Правительства РФ называется “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. Сейчас документ находится на стадии проведения публичного обсуждения о его подготовке. Публичное обсуждение продлится с 1 по 12 февраля 2016 года.

Планируется, что после принятия и одобрения документ вступит в силу в январе 2017 года. Всю информацию по проекту можно посмотреть здесь. По сообщению Минстроя РФ, документ разрабатывается в связи с принятием ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Напомним, что 458-ФЗ переквалифицирует твёрдые бытовые отходы в твёрдые коммунальные и устанавливает новую систему обращения с ними. Новые механизмы обращения и регулирования ТКО помогут региональному оператору по вывозу мусора производить корректные расчёты с конечными потребителями коммунальных услуг.

Проект правительственного постановления относится к вступившим в силу 1 января 2016 года поправкам в 458-ФЗ, согласно которым услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции. Тариф на новую коммунальную услугу определят региональные власти.

Кроме того, на Федеральном портале нормативно-правовых актов есть ещё один проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. На данный момент документ находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы. Всю информацию по нему вы можете посмотреть здесь.

Как сказано в пояснительной записке к проекту, документ устанавливает требования к сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО. Кроме того, в проекте также определён порядок и существенные условия заключения договоров в сфере обращения с ТКО.

Новый регламент

В документе определены основные понятия сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В частности даются определения “контейнера”, “контейнерной площадки”, “бункера”, “мусоровоза”.

Отдельная часть посвящена определению ТКО как объекта права собственности. В этой части говорится, что твёрдые коммунальные отходы переходят в собственность регионального оператора по обращению с ними с момента размещения и приёма ТКО в определённых для этого местах.

Согласно документу, региональный оператор по обращению с ТКО должен заключить договор на оказание соответствующей услуги с собственниками помещений в МКД или с лицом, осуществляющим управление домом (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК).

Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Аналогичные требования предъявляются к управляющим компаниям и собственникам помещений в МКД. В отношении каждого МКД заключается отдельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Порядок заключения договора

Для заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО потребитель должен подать письменную заявку с указанием своих ФИО, паспортных данных, адреса, прочих реквизитов и контактных данных. Для УК потребуется также указать наименование и местонахождение объектов потребителей, в отношении которых заключается договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и сведения о виде деятельности.

К заявке также нужно приложить копию права собственности на объект или земельный участок потребителя, договор управления для МКД, решение общего собрания собственников или другие документы, подтверждающие деятельность заявителя по управлению многоквартирным домом. Понадобится и схема размещения мест сбора и накопления ТКО с подъездными путями к ним.

Для представителя, действующего от имени потребителей, понадобится доверенность или иные документы, подтверждающие его полномочия. Помимо этого необходимо приложить документы, обязательные при заключении УК или товариществом договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012).

Заявка с прилагаемыми документами рассматривается региональным оператором в течение 15 дней со дня их поступления. После одобрения заявки региональный оператор в течение 5 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Потребитель в течение 15 дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора должен подписать и направить один из них региональному оператору по обращению с ТКО. К отправляемому подписанному экземпляру договора прикладываются документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени потребителей.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются на срок, прописанный в нём, но не превышающий срок, на который избран региональный оператор. Типовая форма договора на оказание услуг по сбору и вывозу мусора также приложена к проекту Постановления Правительства РФ. Посмотреть её можно здесь.

Расчёт оплаты за ТКО

Документ предполагает, что расчёт оплаты будет производиться не как раньше по площади помещения, а теперь по базовому тарифу на услугу по обращению с ТКО и норматива мусора на одного собственника. Платежи будут взиматься по фактическому числу и объему контейнеров в целях расчёта платы за вывоз мусора при раздельном сборе отходов.

При этом, предполагается сортировка и раздельное хранение ТКО. Например, мусорные контейнеры зелёного цвета будут предназначены для сбора стекла, чёрного - для пищевых отходов, синего - для бумаги, серого - для несортированных отходов. За сортированные ТКО собственники будут платить по более низкому тарифу, чем за несортированные. Также отмечается, что тариф на вывоз мусора будет снижен, если потребители создадут отходы, не подлежащие захоронению и сжиганию.

Сортированные отходы региональный оператор может перепродавать по рыночным ценам заинтересованным переработчикам. В качестве альтернативы предлагается создать специализированные площадки по сбору отходов. Например, крупные магазины электроники могут принимать к утилизации старую технику или заключать соответствующие договоры с местными муниципальными властями.

Этот проект правительственного постановления должен стать итоговым в реформировании системы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в данной области прозрачным.

До вступивших в силу изменений стоимость сбора и транспортировки отходов устанавливали управляющие компании. Собственники постоянно жаловались на необоснованно завышенные цены и неубранные контейнерные площадки. Региональные операторы, избранные на конкурсной основе, будут управлять всем процессом обращения с ТКО на своей территории: от сбора до вывоза на полигон.

Чиновники обещают, что сумма в квитанции не вырастет. Просто платёж за сбор и вывоз мусора уберут из состава платы за содержание и ремонт общего имущества и выделят в отдельную строчку как коммунальную услугу.

Переходный период растянется на весь 2016 год, чтобы регионы страны в течение этого времени смогли в любое время запустить и протестировать новую систему по обращению с ТКО. Для этого до 1 января 2017 года им предстоит утвердить схему в своём субъекте РФ, выбрать регионального оператора, заключить с ним договор и перейти на коммунальную услугу.

Теперь за каждого собственника оплата будет выставляться по нормативу, который будет рассчитывается, исходя из среднестатистического «производства» мусора гражданином. Новая коммунальная услуга по обращению с ТКО автоматически подпадёт под государственный контроль, в том числе, в рамках формирования тарифов и ограничения платы за КУ.