В одной из предыдущих статей мы освещали проект Приказа Минстроя “Об утверждении правил оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах”, который можно посмотреть на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Обсуждение проекта длилось с 29 октября и по 12 ноября текущего 2015 года. Сейчас законопроект находится на стадии принятия.

Персональные данные станут достоянием общественности

Ещё на стадии общественного обсуждения данный документ вызывал много недовольства среди управляющих компаний. Особенно это касается опубликования в открытом доступе персональных данных собственников помещений в МКД. Напомним, что согласно проекту Приказа Минстроя, в ГИС ЖКХ должны быть загружены сканы протоколов ОСС с указанием не только их ФИО, но и паспортных данных, номеров принадлежащих им квартир (комнат), а также реквизитов права собственности на недвижимое имущество в данном жилом доме.

Если документ будет принят, то общедоступными станут все персональные сведения о собственниках помещений в МКД. Под общественным доступом подразумеваются все источники раскрытия информации согласно законодательству. Сюда относятся сайт УК и портал Реформа ЖКХ, информационные стенды в офисе управляющих компаний (ПП РФ №731). Также эти персональные данные будут публиковаться в ГИС ЖКХ (ФЗ №209).

Почему граждане против публикации своих персональных данных в открытом доступе?

Дело в том, что раньше собственники помещений в МКД указывали свои личные данные только в решениях общего собрания, но не в протоколе. Тогда как протокол ОСС содержал лишь итоговый подсчёт голосов по вопросам повестки дня. Теперь же персональные сведения будут дублироваться и в решениях, и в протоколе ОСС.

Отметим также, что решения собственников не подлежат публикации в открытом доступе в отличие от протоколов общего собрания согласно жилищному законодательству (ст.47.1 ЖК РФ). В итоге все персональные данные об участниках общего собрания собственников помещений в МКД, которые по ФЗ №152 являются конфиденциальными, станут общедоступными.

К чему это приведёт? Понятное дело, что собственники помещений в МКД неохотно делятся своими персональными данными с управляющими компаниями, не говоря уже о разрешении на публикацию их в открытом доступе. По всей видимости принятие данного законопроекта приведёт к тому, что жильцы дома просто перестанут собираться на общие собрания, чтобы обезопасить себя от публикации сведений в открытом доступе. Необходимо сделать небольшую ремарку, что и сейчас собственники помещений с огромной неохотой идут на голосование по вопросам повестки дня на ОСС. Поэтому можно сделать вывод, что данный проект Приказа Минстроя их не обрадует.

Комментарий от Минстроя

По заявлению замглавы Минстроя Андрея Чибиса, протоколы ОСС по жилищному законодательству хоть и подлежат размещению в ГИС ЖКХ, но это не значит, что они будут доступны широкой общественности. Всем пользователям системы будут выдаваться разные права и полномочия в зависимости от их статуса. А информация будет публиковаться либо в открытой, либо в закрытой части системы.

Следовательно, и доступ к персональным сведениям будут иметь далеко не все пользователи, а лишь определённая группа лиц. Например, данные о платежах смогут увидеть только потребители ЖКУ и управляющие компании либо товарищества. Остальные пользователи системы их увидеть не смогут, поскольку персональные данные, содержащиеся в соответствующих документах, при размещении в ГИС ЖКХ, будут скрыты.

По словам Чибиса, именно поэтому принятие проекта закона ни коим образом не нарушает прав граждан по охране персональных данных. Напротив, утверждённые нормы в законопроекте позволят собственникам помещений в МКД и управляющей компании, а также ГЖИ судить о легитимности протокола ОСС. Подробная информация о собственниках помещений в МКД и их квартирах необходима для подтверждения результатов голосования.

Когда допускается обработка персональных данных граждан без их согласия

Бывают случаи, когда управляющую компанию о персональных данных жильцов дома запрашивают собственники/наниматели помещений в МКД или различные органы. В таких ситуациях нужно определить, на каком основании и с какой целью осуществляется данный запрос физическими или юридическими лицами.

По ст.7 ФЗ №152 от 27.07.2006 года "О персональных данных" операторы и другие лица, получившие доступ к персональным данным, не имеют права раскрывать третьим лицам или распространять персональные данные без согласия их владельцев, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, в ст.9 ФЗ №152 сказано, что владелец персональных данных принимает самостоятельное решение о предоставлении своих персональных данных и даёт добровольное согласие на их обработку. Но и здесь есть исключения.

Эти исключения оговорены в ст.6 ФЗ № 152, согласно которым обработка персональных данных без согласия их владельца возможна, если она необходима для:

  • осуществления правосудия, приведения в исполнение судебного акта, акта другого органа либо должностного лица в строгом соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве;
  • исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и прочих организаций, оказывающих государственные и муниципальные услуги согласно ФЗ №210 от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию владельца персональных данных на едином портале госуслуг;
  • исполнения и заключения договора, одной из сторон которого в качестве выгодоприобретателя либо поручителя выступает владелец персональных данных;
  • защиты жизни, здоровья и жизненно важных интересов владельца персональных данных;
  • осуществления прав и законных интересов оператора/третьих лиц, а также для достижения общественно значимых целей, если не нарушаются права и свободы владельца персональных данных;
  • осуществления статистических и прочих исследовательских целей кроме тех, которые указаны в ст.15 ФЗ №152 (при условии обязательного обезличивания персональных данных);
  • доступа неограниченного круга лиц к персональным данным, предоставленным их владельцем либо по его просьбе;
  • опубликования или обязательного раскрытия информации по законодательству.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

По ст.24 ФЗ №152 лица, нарушившие требования данного закона, несут предусмотренную законодательством РФ дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Поэтому оператор персональных данных: сотрудники управляющих компаний, - не имеют права предоставлять третьим лицам информацию, содержащую персональные данные, без согласия их владельцев.

Например, если собственники помещений в МКД не согласны с результатами проведённого голосования и требуют от его инициатора предоставить им для ознакомления все материалы по проведению собрания, включая листы регистрации, решения и протоколы ОСС, то управляющая компания не вправе предоставлять им такие материалы.

Несогласные с результатами ОСС собственники помещений в МКД должны действовать через ГЖИ или суд с требованием о признании итогов голосования не легитимными. В таких случаях органы ГЖИ правомерны проверить документы, содержащие персональные данные собственников помещений в доме.

Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что, в случае принятия проекта Приказа Минстроя, все персональные данные станут публичными, но лишь для тех групп лиц, которые будут иметь к ним доступ в источниках раскрытия информации.