Мошенники в сфере ЖКХ, чтобы получить для себя выгоду, постоянно обманывают УО, ТСЖ и собственников. Сегодня рассказываем о том, как управляющей организации распознать ложный запрос на предоставление какой-либо информации о работе УО и что с этим делать.

Внимательно читайте все поступающие в адрес УО запросы информации

Мы регулярно рассказываем о методах и уловках различных компаний, которые пытаются ввести в заблуждение или даже обмануть УО, ТСЖ и жителей многоквартирных домов, чтобы получить от них закрытую информацию или деньги. Продолжаем эту традицию.

Поводом написать эту статью стало обращение нашего клиента, который переслал нам письмо-запрос, пришедший ему на электронную почту. Приводим его полностью, как есть, только скрыв адресата:

Адресант буквально требует, чтобы УО в течение трёх рабочих дней с момента получения письма направила в их адрес номера телефонов и адреса электронной почты практически всех структурных подразделений организации. При этом отправитель ссылается на требования ПП РФ № 731 и на федеральный проект «Открытое ЖКХ России».

Разберёмся вместе, должна ли УО в указанные сроки предоставить подобный перечень информации в ответ на такой запрос.

Проверяйте достоверность ссылок на законодательство

В письме представитель «федерального проекта» ссылается на ПП РФ № 731, но в данном постановлении нет речи об информации, которую у УО запрашивают. Также в постановлении не говорится, что УО обязана предоставлять адреса и телефоны своих подразделений представителям федеральных проектов или иным сторонним организациям.

Список сведений, которые УО согласно ПП РФ № 731 обязана раскрывать, изложен как раз в указанном постановлении. Там же указано, где она должна её размещать: на информационных стендах, в ГИС ЖКХ, на своём официальном сайте в интернете и/или на сайте органа местного самоуправления (пп. «а» п. 5 ПП РФ № 731).

Перечень информации для раскрытия управляющей организацией в интернете указан в п. 3 ПП РФ № 731:

  • общая информация об организации, куда можно отнести название, юридический адрес, ИНН;
  • сведения об основных показаниях финансово-хозяйственной деятельности: годовая бухгалтерская отчётность, бухгалтерский баланс, сведения о доходах и расходах в результате деятельности по управлению МКД;
  • перечень МКД в управлении управляющей организации с указанием адреса и основания управления, их общие характеристики;
  • информация о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества и об оказываемых коммунальных услугах;
  • сведения о тарифах;
  • сведения о капремонте в случае, если УО является владельцем спецсчёта;
  • информация о проведённых ОСС;
  • информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
  • отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год;
  • информация о случаях привлечения УО или её должностных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД.

Вся эта информация размещается в открытом неограниченному кругу лиц доступе (п. 2 ПП РФ № 731). Для её получения нет необходимости писать дополнительный запрос – достаточно зайти на сайт УО или в ГИС ЖКХ.

При этом размещать в открытом доступе или раскрывать информацию о телефонах и адресах электронной почты АДС, юридического отдела, бухгалтерии управляющая организация не обязана.

Изучайте свои права и обязанности по предоставлению информации на запросы граждан и организаций

Теперь разберём вопрос, в какие сроки УО должна отвечать на поступившие в её адрес запросы. Сроки ответов на письма собственников зависят от темы запроса: от одного до тридцати дней. В № 294-ФЗ отдельно установлены сроки ответов УО на запросы надзорных органов, в том числе органа Госжилнадзора в рамках проводимых в отношении управляющей организации проверок.

Согласно абз. 3 п. 6 ПП РФ № 731, УО обязана сообщать собственникам по их запросу адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация согласно п. 3 ПП РФ № 731.

То есть только собственник может потребовать раскрыть ему данные, указанные в п. 3 ПП РФ № 731, и в ответ УО даёт ему ссылку на сайт в интернете, где заявитель может такую информацию найти.

При этом житель МКД не может требовать сообщить ему телефоны и адреса электронной почты сотрудников внутренних структурных подразделений УО. Может попросить, но только управляющая организация решает, предоставлять ли заявителю такие данные.

Ни в одном нормативном документе не указано, что УО обязана предоставлять такие данные сторонним организациям или представителям федеральных проектов, да ещё и в течение трёх рабочих дней.

Не бойтесь ответственности за нарушение требований № 59-ФЗ

Управляющие организации обязаны отвечать на запросы собственников помещений в МКД, которые находятся в их управлении, надзорных органов, органов власти, СМИ. С обязанностью отвечать на запросы иных лиц, сторонних организаций, вопрос открыт.

Нередко при решении этого вопроса заявители обращаются к требованиям ч. ч. 1, 2 ст. 12 № 59-ФЗ и говорят о том, что УО обязана отвечать на заявления в течение 30 дней с момента его получения. Однако, как указал ВС РФ в постановлении № 88-АД 19-1, № 59-ФЗ регулирует порядок работы с обращениями граждан и организаций в органы государственной власти, муниципалитеты, к которым УО не относится.

Следовательно, если в УО поступит запрос от сторонней компании, с которой она не связана договорными или иными обязательствами и которой она, согласно НПА, не обязана предоставлять информацию, то никто не сможет привлечь управляющую организацию за ненаправление ответа.

Обращайте внимание на оформление запроса и адрес отправителя

Вернёмся к запросу, с которого мы начали эту статью. Мы так и не смогли найти информации о федеральном проекте «Открытое ЖКХ России», в рамках которого пришёл запрос.

Ссылка, которая была прикреплена к письму для заполнения данных, не работает, а адрес электронной почты отправителя привязан к одноразовой странице, рекламирующей конференцию о взыскании дебиторской задолженности. Второй указанный в поле «От кого» адрес электронной почты заканчивается на @gmail.ru – как-то сомнительно для представителя федерального проекта.

Ещё сомнительно то, что письмо-запрос прислано без всяких регалий организации/проекта, который его направлял: нет ни логотипа, ни координат, ни юридического или почтового адреса, телефонов, сайта в интернете. Запрос вставлен в поле письма, а не прикреплён в виде электронного образа официального запроса.

И напоследок – пунктуационные ошибки, которые мы выделили красным:

Взять на заметку

Мы не советуем управляющим организациям и ТСЖ предоставлять информация сверх того, что установлено законодательством и размещено в открытом доступе на сайте или в ГИС ЖКХ, в ответ на сомнительные письма от сомнительных отправителей.

Запрос от неизвестного отправителя не должен вызывать доверия, если:

  • не указаны полные контакты организации/фонда/ведомства, которое его направило;
  • даны общие ссылки на законодательство, без указания пунктов и статей, а иногда они не имеют к теме письма никакого отношения;
  • запрос выполнен на «чистом листе», а не на официальном бланке;
  • текст запроса содержит орфографические и пунктуационные ошибки;
  • электронный адрес отправителя отсылает к бесплатным почтовым агентам типа yandex, mail, gmail и т.д.;
  • запрашиваемая информация не подлежит обязательному раскрытию.

Если бы управляющая организация передала неизвестному отправителю перечень телефонов и адресов своих специалистов и служб, скорее всего, они бы скоро попали в открытый доступ в интернете.

В скором времени бухгалтер или юрист УО получали бы не только многочисленный спам и рекламу, но и жалобы клиентов на любые темы. В лучшем случае им бы пришлось пересылать заявления жителей МКД в профильное подразделение, в худшем – они бы терялись, забытые.

В открытом доступе должны быть только единый адрес электронной почты УО для приёма обращений граждан и единый телефон АДС/службы по работе с клиентами, также можно разместить телефон секретаря/приёмной руководителя.

Контакты других сотрудников из разных подразделений и отделов – внутренняя служебная информация управляющей организации, которой не следует делиться со сторонними лицами.

Конечно, ответить на такое письмо можно, дабы соблюсти все внутренние регламенты по документообороту: например, дать ссылку на открытую в сети информацию об УО или просто отказать, сославшись на ПП РФ № 731.