За восемь месяцев 2019 года в России принято множество поправок в действующее законодательство и новые нормативно-правовые акты. Обо всех изменениях мы писали: коротко в новостях или подробно в статьях. Сегодня начинаем систематизировать изменения: делаем обзор нововведений-2019, коснувшихся управляющих организаций.

Введены новые правила открытого конкурса по выбору организации для управления МКД

В январе 2019 года вступили в силу сразу два постановления Правительства РФ, которые касаются выбора или назначения организации для управления многоквартирным домом: от 14.12.2018 № 1541 и от 21.12.2018 № 1616.

ПП РФ № 1541 определило новые правила проведения открытого конкурса по отбору УО для управления домом:

  • в ходе конкурсных процедур предусматривается пошаговое снижение цены договора управления;
  • при отборе компании не учитывается стоимость дополнительных работ и услуг по ремонту и содержанию общего имущества: есть только один основной перечень работ и услуг, который утверждает организатор конкурса;
  • победителем конкурса признаётся компания, предложившая выполнить указанный перечень за наименьший размер платы;
  • Участники конкурса при этом с 1 января 2019 года должны отвечать двум новым требованиям: не иметь подтверждённой задолженности перед РСО и задолженности по уплате административных штрафов за нарушения в сфере управления МКД.

ПП РФ № 1616 изменило порядок определения управляющей организации для домов, по которым конкурс не состоялся из-за отсутствия участников: УО назначает орган местного самоуправления, выбирая её из составленного перечня.

Компании, чтобы попасть в такой перечень, нужно подать в муниципалитет соответствующую заявку или же принять в 2019 году участие в любом открытом конкурсе по выбору управляющей организации.

Подробно об этом рассказала наш постоянный эксперт Елена Шерешовец в статье «Новые правила выбора УО для многоквартирного дома по конкурсу и без».

Вступили в силу нормы КоАП РФ об ответственности за грубые нарушения лицензионных требований

Несколько изменений в 2019 году коснулись лицензионных требований к УО, штрафов за их нарушение и полномочий органов ГЖИ наказывать управляющие организации за нарушения. С 1 марта 2019 года все управляющие организации должны иметь свою аварийно-диспетчерскую службу, и АДС обязана работать в соответствии с жёсткими требованиями ПП РФ № 416 в редакции ПП РФ № 331.

Несоответствие требований работы АДС нормам законодательства признаётся грубым нарушением лицензионных требований согласно ПП РФ № 1090, за которые с 29 марта введено отдельное административное наказание.

Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ ввёл в ст. 14.1.3 КоАП РФ часть 3. Согласно новой норме за грубое нарушение лицензионных требований предусмотрены штрафы:

  • для должностных лиц – от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет;
  • для юридических лиц – от 300 тысяч до 350 тысяч рублей.

Об этом мы подробно рассказали в статье «О штрафах для УО за грубое нарушение лицензионных требований».

Здесь же упомянем о новых полномочиях органа ГЖН согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ: с 29 июля 2019 года ведомство имеет право налагать административные штрафы на управляющие организации и их должностных лиц за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах.

Штрафы за неприменение ККТ отложены для управляющих организаций, и отменены для ТСЖ и кооперативов

Очень много с начала года говорили о вступлении в силу с 1 июля 2019 года требований № 54-ФЗ, которые обязывают управляющие организации применять онлайн-кассы.

Законодатели также не обошли внимание этот вопрос и приняли ряд законодательных актов, которые позволили не применять ККТ в определённых случаях и отложили штрафы за отсутствие онлайн-касс.

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ с 7 июня 2019 года ТСЖ/ЖСК/ЖК в освобождены от обязанности применять онлайн-кассы при расчётах за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приёме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
  2. Федеральный закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ отложил до 1 июля 2020 года штрафы за неприменение ККТ при расчётах за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая услуги РСО.

Однако, как мы уже писали, обязательство УО применять онлайн-кассы не отменено, значит, что всё-таки управляющие организации должны установить у себя ККТ и применять их при расчётах до того, как за нарушение этого требования их будут привлекать к административной ответственности.

Не стоит откладывать проблему до середины следующего года. Почему, мы рассказали в статьях «3 причины для организаций ЖКХ установить онлайн-кассы заранее» и «Онлайн-кассы. Устанавливать в 2019 году или подождать?».

Коллекторам запретили взыскивать долги за ЖКУ, а УО обязали в исках указывать идентификаторы должников

Управляющие организации обязаны вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности жителей домов за ЖКУ согласно ПП РФ № 416. В 2019 году Госдума РФ не обошла вниманием и эту сферу деятельности УО.

Так, 11 марта 2019 года на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания РФ был внесён законопроект о запрете передавать коллекторским агентствам долги за жилищно-коммунальные услуги, а 26 июля 2019 он вступил в силу как Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ.

Взыскивать долги через суд УО, ТСЖ и РСО теперь должны самостоятельно, а заключённый такими организациями с коллекторами договор уступки долга признаётся ничтожным.

Приняты и изменения в сфере взыскания УО с жителей многоквартирных домов задолженности за ЖКУ через суд. Так, с 1 октября 2019 года, подавая исковое заявление, организация обязана указывать в нём дополнительные идентификационное сведения согласно Федеральному закону от 28.11.2018 № 451-ФЗ.

Но УО, ТСЖ и РСО не всегда располагают такими персональными данными и могут их получить. Об этой проблеме мы говорили в статье «Почему УО нужно срочно выступить против № 451-ФЗ и как это сделать».

Вопросом, где и как УО и РСО взять персональные данные собственников для указания в исковых заявлениях, занимается и Госдума РФ, предлагая:

  • законопроект № 681872-7: снять с УО такие обязательства, если она не располагает идентификаторами должника;
  • законопроект № 759178-7: отложить на полгода срок вступления в силу № 451-ФЗ в части указания идентификатора ответчика-гражданина;
  • законопроект № 735817-7: позволить управляющим организациям без согласия субъектов персональных данных получать у МВД и в Росреестре информацию о ФИО, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность.

При этом законодатели разрешили жителям многоквартирных домов с 1 октября 2019 года подавать коллективные иски к управляющим организациям, что закреплено в Федеральном законе от 18.07.2019 № 191-ФЗ.

Роскомнадзору дали право раз в два года проводить проверки УО как оператора персональных данных

Управляющие организации, ТСЖ и РСО являются операторами персональных данных собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах. Поэтому их коснулись изменения, которые были введены постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 146.

Данный НПА регламентирует порядок организации и проведения проверок операторов ПДн, в том числе в сфере ЖКХ. Проверять их будет Роскомнадзор не чаще одного раза в 2 года, поскольку УО и РСО использует в своей работе государственную информационную систему.

Внеплановые проверки операторов ПДн проводятся, если УО/ТСЖ/РСО не исполнили выданное ранее предписание по устранению нарушений, а также по требованию прокурора, поручению Президента РФ, Правительства РФ или по заявлению граждан. Подробно о ПП РФ № 146 мы писали в статье «Почему и как Роскомнадзор проводит проверки управляющих организаций».

Все управляющие организации России могут быть наказаны за неразмещение информации в ГИС ЖКХ

С 1 июля 2019 года управляющие организации в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе встали в один ряд с УО других регионов России в вопросе обязательного размещения в ГИС ЖКХ информации согласно № 74/114/пр. Ранее организации, осуществляющие деятельность на территориях городов федерального значения, могли этого не делать.

В случае, если УО не начала размещать сведения в системе с 1 июля, её могут привлечь к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 13.19.1, а также по ст. 13.19.2 КоАП РФ, что прописано в Федеральном законе от 21.07.2014 № 263-ФЗ.

УО обязаны обмениваться информацией с РСО при прямом договоре

В заключение – об одном из самых свежих постановлений Правительства РФ от 13.07.2019 № 897. Документ, который не только утвердил типовую форму прямого договора собственников в РСО, но и регламентировал порядок информационного взаимодействия при таком договоре между поставщиком услуг и управляющей организацией:

Новое постановление при прямом договоре:

  • регулирует сроки и состав информации, которую УО должна передать в РСО после заключения такого договора;
  • уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учёта между УО и РСО;
  • прописывает правила приёма жалоб на качество КУ и перерасчёта платы при оказании некачественных услуг;
  • фиксирует правила взаимоотношений УО с регоператором по обращению с ТКО;
  • вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей КУ.

Подробно о новых требованиях к управляющим и ресурсоснабжающим организациям при прямых договорах вы можете прочитать на нашем портале в статьях «Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО» и «ПП РФ № 897 о правах и обязанностях УО и РСО при прямом договоре».

В следующей статье мы сделаем обзор законодательных нововведений-2019, которые касаются содержания общего имущества многоквартирного дома, предоставления коммунальных услуг и расчётов платы за них, проведения ОСС и капремонта.