Привлечение УО к ответственности по КоАП РФ предполагает штрафы, порой в сотни тысяч рублей. Компании в судах стараются доказать неправомерность наказания. Один из способов – указать на истечение срока давности привлечения к ответственности. На примере судебного дела разбираемся, с какого дня суды должны отсчитывать такой срок.

Суды разных уровней считали срок давности привлечения к ответственности со дня, следующего за днём нарушения

В деле А60-20360/2021 четыре инстанции рассмотрели иск органа строительного надзора в отношении компании, которая не исполнила в срок выданное ей предписание (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ).

Первый суд, за ним апелляционный и кассационный, признали организацию виновной и сослались на то, что срок для её наказания по КоАП РФ составляет три месяца. Он не истёк к моменту обращения надзорного органа в суд.

Инстанции сослались на п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19. Компания получила штраф в 25 тысяч рублей. Судьи трактовали исчисление срока давности со дня, следующего за днём совершения правонарушения. Отметим, что все три решения были вынесены в 2021 году.

КС РФ потребовал исчислять срок давности по административным делам со дня совершения нарушения

Но в мае 2022 года Конституционный Суд России рассмотрел иск о проверке ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности». Согласно этой норме, постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. Если дело рассматривает суд, этот срок составляет три месяца.

Проверить эту норму попросила жительница Москвы. Она посчитала, что срок давности нужно считать со дня совершения правонарушения, а суды ошибочно исчисляют его со следующего дня. Из-за этого её оштрафовали по истечении трёх месяцев и одного дня. Такая трактовка происходит из-за неопределённости формулировки ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, что не соответствует ч. 1 ст. 1, ст. 18, ч.1 ст 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Конституционный Суд России в постановлении от 17.05.2022 № 19-П указал, что, устанавливая сроки давности привлечения к ответственности, органы власти обязаны «проявлять надлежащую заботу о качестве [...] правовых норм, с тем чтобы исключить их неоднозначную интерпретацию в правоприменительной практике».

В п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 указано, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться по общим правилам – со дня, следующего за днём совершения правонарушения. При этом КС РФ отметил: исходя из семантического анализа ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ срок должен начинаться на день раньше. Из-за двойного толкования судебная практика «не отличается устоявшимся единообразием».

В итоге суд согласился с заявительницей и потребовал от законодателей устранить неопределённость в данном вопросе. До момента внесения изменений в НПА судебные инстанции должны считать срок давности, начиная со дня совершения административного правонарушения.

ВС РФ уже формирует судебную практику, опираясь на позицию Конституционного Суда РФ

В июле 2022 года, после появления позиции КС РФ, Верховный суд России рассмотрел жалобу компании-ответчика по делу А60-20360/2021. Судья сослался на постановление № 19-П: исчисление срока давности привлечения к административной ответственности должно начинаться со дня совершения правонарушения.

ВС РФ указал, что надзорное ведомство пропустило срок обращения в суд и производство по делу необоснованно. Он отменил документы нижестоящих инстанций и отказал истцу в привлечении компании к ответственности. Единообразная судебная практика уже начала формироваться.

На заметку управляющим организациям

Требования, изложенные Конституционным Судом России в постановлении от 17.05.2022 № 19-П, применимы и к спорам между органами Госжилнадзора и управляющими организациями, ТСЖ и кооперативами.

Если УО видит, что срок исковой давности по ч. 1 ст. 4.5, ст. 19.5 КоАП РФ к моменту обращения Госжилинспекции в суд истёк, то следует заявить об этом в суде и сослаться на требования КС РФ.

Также следует различать два самостоятельных состава административных правонарушений:

  • за несоблюдение требований НПА в определённой сфере;
  • за невыполнение предписания надзорного органа.

В каждом случае будет свой срок давности привлечения к административной ответственности в зависимости от статьи КоАП РФ.