В осенних письмах Минстрой России дал разъяснения по некоторым вопросам управления МКД и предоставления коммунальных услуг. Читайте мнение ведомства о том, как применять ПП РФ № 92 при расчётах за сточные воды, какие компании получат статус теплосетевых и что является основанием для отказа УО в продлении лицензии.

Методика перерасчёта платы за КР на СОИ по сточным водам зависит от решения ОСС

В письме от 06.10.2022 № 51492-ОЛ/04 Минстрой России дал комментарии по применению норм ПП РФ № 92 при определении объёмов услуги по отведению сточных вод на СОИ в многоквартирном доме. Он напомнил, что исполнитель услуг может применять в расчётах показания ОДПУ или среднемесячный объём потребления только при наличии соответствующего решения общего собрания.

Если собственники приняли решение о применении показаний ОДПУ или среднемесячных показателей, то в первом квартале следующего года исполнитель:

  • не делает перерасчёта в случае, если в течение года использовал показания ОДПУ;
  • делает перерасчёт по показаниям ОДПУ в случае, если в предыдущем периоде вёл расчёты исходя из среднемесячных показателей потребления.

В отсутствие такого решения ОСС в доме с ОДПУ сточных вод при расчёте платы за КР на СОИ применяется формула 15 прил. № 2 к Правилам № 354 с последующим перерасчётом платы. Он делается по формуле 12(1) прил. № 2 к Правилам № 354 – исходя из показаний общедомового прибора учёта.

Если в доме такой счётчик не установлен, но есть ОДПУ холодной и, или горячей воды, то с 1 сентября 2022 гогда перерасчёт платы за сточные воды на СОИ производится с использованием формулы 12(2) прил. № 2 Правил № 354. При этом учёт сточных вод в МКД отсутствует только при условии, что в доме нет ОДПУ водоотведения, холодной и горячей воды.

Начисление платы за КР на СОИ по водоотведению зависит от наличия в доме ОДПУ

Письмо Минстроя России от 12.10.2022 № 52860-ОЛ/04 также посвящено новой редакции Правил № 491 после вступления в силу ПП РФ № 92 и учёту сточных вод в многоквартирном доме.

Приобретение коммунальных ресурсов на СОИ и отведение сточных вод в этих целях происходит при условии, что конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления. В МКД для этого должны быть внутридомовые инженерные системы, обеспечивающие предоставление соответствующей коммунальной услуги.

  • Если в доме нет приборов учёта сточных вод, но установлены ОДПУ горячей и холодной воды, то объём водоотведения определяется как суммирование их показаний.
  • При отсутствии в МКД счётчиков холодной и горячей воды размер платы определяется по нормативам потребления сточных вод.
  • Не во всех регионах утверждён норматив КР на СОИ по водоотведению. В таком случае при отсутствии счётчиков сточных вод, ХВС и ГВС плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества дома по водоотведению не может быть рассчитана.

Владельцы теплосетей не вправе препятствовать транспортировке по ним теплоносителя

В письме от 02.11.2022 № 57742-ИФ/04 Минстрой России дал разъяснение о критериях отнесения собственников тепловых сетей к теплосетевым организациям в соответствии с ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

Теплосетевая организация оказывает услуги по передаче теплоэнергии и должна соответствовать требованиям, указанным в Правилах № 808 в редакции ПП РФ от 25.11.2021 № 2033. Они применяются с 1 сентября 2022 года. По мнению авторов НПА, изменение Правил № 808 позволит обеспечить надёжность и безопасную эксплуатацию систем теплоснабжения и инвестировать в модернизацию сетей, консолидировав активы разных компаний.

Согласно п. 56(1) Правил № 808, собственник тепловых и, или водопроводных сетей, используемых для транспортировки горячей воды в открытых системах теплоснабжения, относится к теплосетевым организациям, если соответствует одному из критериев п. 56(2) Правил № 808. Также ими признаются компании, которые отвечают следующим критериям в совокупности:

  1. Владение тепловыми сетями, используемыми для оказания услуг по передаче тепловой энергии, транспортировке теплоносителя, на срок более 12 месяцев. Неразрывная протяженность сетей в пределах одной системы теплоснабжения должна соответствовать установленным в п. 56(2) Правил № 808 нормативам в зависимости от численности населения территории, где эти сети находятся.
  2. Доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок не превышает 20% общей тепловой нагрузки сетей.
  3. Наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора с подрядчиком на оказание таких услуг.
  4. Наличие сайта компании.

Минстрой России создал рекомендательный алгоритм действий, в котором прописал мероприятия по передаче прав владения тепловыми сетями, владельцами которых являются организации, не соответствующие указанным в Правилах № 808 критериям. Такой алгоритм соответствует ч. 2 ст. 209 ГК РФ о правах собственника отчуждать своё имущество или передавать права другим лицам.

Также ведомство напомнило, что, согласно п. 6 Правил № 1075, если организация не соответствует критериям теплосетевой организации, то для неё тарифы на услуги по передаче тепловой энергии не устанавливаются. Если это было сделано ранее, то с 1 сентября 2022 года такие тарифы не применяются и подлежат отмене.

При этом собственники сетей не вправе препятствовать передаче потребителям тепловой энергии по их трубопроводам или требовать оплату эксплуатации таких сетей до установления тарифов (ч. 6 ст. 17 № 190-ФЗ). Бремя содержания сетей несёт их владелец (ст. 210 ГК РФ).

Грубые нарушения лицензионных требований к УО – основание для отказа компании в перелицензировании

18 октября Минстрой России выпустил письмо № 54253-ОЛ/04, в котором кратко рассказал о проведении проверок управляющих организаций при продлении срока действия их лицензий. Ведомство отметило, что орган ГЖН должен проверить лицензиата на соответствие каждому лицензионному требованию, указанному в п. 17 Положения № 1110.

Среди них – отсутствие грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных пп. пп. «в-д» п. 4(1) Правил № 1110. Если при проверке орган Госжилнадзора найдёт такие нарушения, то откажет УО в продлении действия лицензии. Основанием для отказа станет и наличие неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований.

Отметим, что до 3 марта 2023 года Минстрой России должен разработать более детальные разъяснения и инструкции по проведению перелицензирования управляющих организаций. Для этого 15 ноября 2022 года законодатели приняли в трёх чтениях законопроект № 207208-8.

Согласно документу, срок действия лицензий, полученных УО до 11 января 2018 года, продлевается на пять месяцев. Подать заявление на перелицензирование нужно с 3 по 27 марта 2023 года.

Что делать компаниям, которые уже переоформили лицензии в октябре-ноябре 2022 года, а также тем УО, кто получил отказ в перелицензировании поговорим с экспертами Ассоциации «Р1» 15-16 декабря 2022 года на VI Итоговой онлайн-конференции.

Спешите зарегистрироваться ➡