Муниципальный жилищный контроль может осуществляться в отношении управляющих организаций, управляющих многоквартирными домами на основании лицензии. Это подтвердил Верховный Суд РФ.

О том, почему не стоит путать государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, какими полномочиями обладает последний, расскажем сегодня.

Предписание от органа муниципального жилищного контроля

Управляющая организация нарушила Правила содержания общего имущества в МКД и Правила и нормы технической эксплуатации жилфонда. Орган муниципального жилищного контроля выдал ей предписание об устранении нарушений и через некоторое время провёл внеплановую проверку.

В результате оказалось, что управляющая организация не устранила неисправности, и отдел ЖКХ вынес повторное предписание. Управляющая организация не отрицала нарушение, но попыталась в суде оспорить выданное предписание.

Управляющая организация сослалась на ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, согласно которой государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, управляющих многоквартирными домами по лицензии. Такие организации проверяют органы лицензионного контроля (ч. 3 ст. 192 ЖК РФ).

К тому же управляющая организация указала, что после получения УО лицензии на деятельность по управлению МКД муниципальный жилищный контроль осуществляется только в отношении муниципального жилого фонда, но не в отношении общего имущества многоквартирного дома.

Жилищный контроль и жилищный надзор

Управляющая организация обратилась с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции согласился с УО и отменил предписание отдела ЖКХ. Он сказал, что, согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, у муниципального жилищного контроля нет полномочий для проведения проверки и вынесения предписаний.

Суд апелляционной инстанции отменил это решение и признал оспариваемое предписание законным. Он напомнил, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль – не одно и то же.

Жилищный надзор осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, жилищный контроль – уполномоченные органы местного самоуправления (ст. 20 ЖК РФ).

Осуществление государственного жилищного надзора не зависит от формы собственности, а муниципальный жилищный контроль проводится в отношении муниципального жилищного фонда (п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Ч. 7 ст. 20 ЖК РФ запрещает государственному жилищному надзору проводить проверки в отношении лицензиатов. Но законодательство не запрещает это муниципальному жилищному контролю.

Ещё апелляционный суд объяснил, что часть квартир спорного многоквартирного дома отнесена к муниципальному жилищному фонду, поэтому отдел ЖКХ справедливо действовал в рамках муниципального жилищного надзора в отношении общего имущества дома.

Если в МКД есть жилое помещение, относящегося к муниципальному жилому фонду, это считается основанием для проведения органом муниципального жилищного контроля проверки в отношении этого помещения и общего имущества МКД. Такое имущество на праве общей долевой собственности принадлежит, в том числе, муниципальному образованию (ст. 36 ЖК РФ).

Решение апелляционного суда поддержал суд округа, а затем с их выводами согласился Верховный Суд РФ.

Мнение Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ ещё раз разложил всё по полочкам:

  1. Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль – самостоятельные виды деятельности уполномоченных органов.
  2. Законодательство запрещает осуществлять жилищный надзор в отношении УО, которые управляют МКД на основании лицензии.
  3. Этот запрет не распространяется на муниципальный жилищный контроль.
  4. Часть квартир в спорном МКД относится к муниципальному жилищному фонду.
  5. Муниципалитет законно проводил проверки управляющей организации в отношении общего имущества МКД и выдавал предписания об устранении обнаруженных нарушений.