Чтобы достойно пройти проверку налоговой в 2019 году, УО и ТСЖ нужно учесть в своей работе увеличение страховых тарифов, НДС и тарифов на ЖКХ. 29 ноября на онлайн-семинаре «Налоги и правоприменительная практика в УО и ТСЖ» Юрий Романченко рассказал, как УО и ТСЖ снизить риск привлечения к ответственности при проверках.

Актуальность темы для УО и ТСЖ

Посмотрите демоверсию онлайн-семинара.

Проверки, а особенно налоговые проверки, как правило, непросто даются управляющим организациям и ТСЖ. Чтобы пройти их без потерь, нужно знать механизм их проведения и особенности подготовки. Важно помнить, что все сотрудники должны знать о своих правах и обязанностях и понимать, какую информацию они имеют право разглашать, а какую нет.

При налоговых проверках главную сложность вызывает предмет проверки. В ситуации обычно ориентируется только бухгалтер, а руководство УО и ТСЖ и простые сотрудники сотрудники, если у них нет соответствующего образования, выглядят потерянными.

Чтобы исключить подобную ситуацию, 29 ноября мы совместно с Юрием Романченко, налоговым юристом, основателем аутсорсинговой компании «ЮрфинэкС», общественным помощником по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия и бизнес-консультантом, провели онлайн-семинар «Налоги и правоприменительная практика в УО и ТСЖ».

В рамках онлайн-семинара Юрий Романченко дал 19 практических советов, которые помогут управляющим организациям и ТСЖ снизить риски привлечения к ответственности при проведении проверок.

Разработайте регламент взаимодействия с КНО

Обязательно разработайте и утвердите в организации регламент по взаимодействию с контрольно-надзорными органами. В этом регламенте чётко определите порядок и механизм действий при проведении мероприятий налогового и иного контроля.

Обозначьте ответственных лиц, которые имеют право отвечать на вопросы проверяющих по деятельности организации, исчислению и уплате налогов. Пропишите это право в должностных инструкциях сотрудников.

Проведите инструктаж для сотрудников

Объясните своим сотрудникам, какие для организации могут наступить последствия, если они, подписав с вами соглашение о том, что не имеют допуска к определённой информации, станут разговаривать с представителями контрольно-надзорных органов.

Попробуйте сымитировать контакт с проверяющими, объяснить сотрудникам их основные права и обязанности. Так при настоящей проверке они будут чувствовать себя увереннее.

Оформите нотариальные доверенности

Юрий Романченко советует иметь нотариальные доверенности на право предоставления интересов в любых компетентных органах для всех «проблемных» сотрудников организации: директоров и исполняющих обязанности, ИП. Эти доверенности передайте на хранение штатных или привлекаемых юристов.

Внесите изменения в локальные трудовые акты

Бывают случаи, когда сотрудники организации не сообщают работодателю о вызове в контрольно-надзорный орган или распространяют коммерческую или другую внутреннюю информацию. Это неприятно. Чтобы подстраховаться, внесите изменения о возможности наказания сотрудников за подобные нарушения в локальные трудовые акты.

Обозначьте функциональные обязанности каждого сотрудника

Во избежание недоразумений в дальнейшем не шаблонно, а чётко пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые участвуют в оптимизационных процессах компании, функциональные обязанности каждого сотрудника. В указанные обязанности включите руководство по взаимодействию с контрольно-надзорными органами.

Разработайте положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне не работает при проверках налоговых органов, но срабатывает, когда вы ссылаетесь на неё в суда. Например, вы сможете доказать, что показания того или иного свидетеля из бывших работников не имеют под собой оснований, потому как он не был допущен к режиму коммерческой тайны и не знал соответствующих данных.

Внесите в положение о коммерческой тайне сведения о клиентской базе, особенностях взаимодействия, финансовых условиях.

Разработайте положение о персональных данных

Положение о персональных данных – это ещё один дополнительный документ, которым вы можете себя обезопасить при проверке. Юрий Романченко советует сузить допуск к обработке поступающей в организацию информации до 1–2 человек, остальных же предупредите об ответственности при передаче, хранении, использовании таких данных.

Внесите изменения в кадастровый паспорт по выделению помещений

Если на одной площади с вами находится аффилированная компания, не забывайте, что кадастровый (технический) паспорт должен быть изменён и в натуре выделены те площади, где располагаются иные юридические лица.

Если вы этого не сделаете, во время судебного заседания никто не пойдёт фотографировать, как на самом деле расположены у вас рабочие помещения, у вас запросят кадастровый паспорт. Если в кадастровом паспорте будет указана общая площадь, которая никак не поделена, то суд сделает вывод: все, кто находятся в таком помещении, с вами связаны.

Заключите соглашение с аффилированными организациями

Этот совет вытекает из предыдущего. Помимо разделения в кадастровом паспорте у вас должно быть принято соглашение между вами и аффилированными организациями о порядке использования земельного участка, вспомогательных помещений.

Ведите корреспонденцию отдельно

И ещё один совет от Юрия Романченко, связанный с аффилированными организациями – ведите отдельно или передайте на аутсорсинг в стороннюю организацию получение корреспонденции, бухгалтерский учёт и подачу налоговой отчётности по «промежуточным» звеньям.

Оставшиеся 10 практических советов по снижению риска привлечения к ответственности при проверке вы найдёте в видеозаписи, прикреплённой к этой статье.

Ещё больше полезной информации по теме – в раздаточных материалах к онлайн-семинару.