ПП РФ № 1090 утвердило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Требования к работе управляющих организаций ужесточились. 10 октября мы провели онлайн-семинар, на котором Елена Шерешовец рассказала, как управляющим организациям защититься от штрафов, угрозы ликвидации и лишения лицензии.

Что относится к грубым нарушениям лицензионных требований

Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090 расширило перечень лицензионных требований для управляющих организаций. Также был утверждён состав грубых нарушений лицензионных требований, обозначены новые принципы работы ГЖИ. Об этих изменениях Елена Шерешовец рассказала на онлайн-семинаре «Как УО выстроить отношения с РСО после принятия перечня грубых нарушений лицензионных требований».

Ниже смотрите демоверсию записи онлайн-семинара.

Всего грубых нарушений лицензионных требований восемь. Семь из них уже вступили в силу 23 сентября:

1. Не ведение реестра собственников и непредставление его инициаторам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ. Подробнее о требованиях к реестру мы рассказали в этой статье.

2. Невыполнение минимального перечня работ и услуг, повлекшее за собой причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан.

Грубым нарушением лицензионных требований нельзя считать любую травму. Если человек считает, что в полученных им повреждениях виновата управляющая организация, ему предстоит подтвердить своё мнение вступившим в законную силу решением суда. Более того, в этом решении должно быть указано, что человек получил травмы из-за невыполнения управляющей организацией своих обязанностей.

3. Незаключение договоров обслуживания внутридомового газового оборудования, договоров обслуживания и эксплуатации лифтов и подъёмных платформ для инвалидов.  

4. Незаключение договоров КР на СОИ в течение тридцати календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД.

5. Наличие у лицензиата признанной им или подтверждённой судом задолженности перед РСО. Размер такой задолженности должен быть равен сумме двух среднемесячных величин обязательств или превышать её.

6. Отказ от передачи технической документации на МКД или нарушение порядка и сроков её передачи.

Полный перечень перечень такой документации представлен в различных НПА:

7. Непрекращение деятельности по управлению МКД после исключения дома из перечня домов лицензиата.

Восьмое грубое нарушение лицензионных требований вступит в силу 1 марта 2019 года. Это нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания. Подробнее о том, как правильно организовать работу аварийно-диспетчерской службы в управляющей организации, читайте в этой статье.

Чем регулируются отношения между УО и РСО

Главный документ, которым регулируются договорные отношения между управляющими и ресурсоснабжающими организациями – постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Это постановление приоритетнее других нормативных-правовых актов, регулирующих деятельность РСО и порядок предоставления ресурсов.

Если какой-либо вопрос не освещён в ПП РФ № 124, при выстраивании отношений между УО и РСО руководствуйтесь положениями:

Как заключаются договоры поставки КР на СОИ

УО обязана направить в РСО оферту не позднее, чем через семь дней с даты заключения договора управления (п. п. 4, 5 ПП РФ от 14.02.2012 № 124).

Ресурсоснабжающая организация имеет право направить исполнителю КУ оферту, но такой обязанности у неё нет. Срок ответа сторон на направленную одной из сторон оферту составляет тридцать дней (п. 11 ПП РФ № 124).

Если сторона, которой была направлена оферта, не отправила другой стороне протокол разногласий в течение тридцати дней, договор в области КР на СОИ считается заключенным, отказ от его заключения запрещён (п. п. 11, 13 ПП РФ № 354).

Почему УО и РСО обязаны обмениваться информацией

Управляющим организациям необходимы показания индивидуальных приборов учёта. При прямых договорах УО оплачивает РСО коммунальный ресурс на содержание общего имущества по следующей формуле: объём потребления равен объёму показаний общедомовых приборов учёта минус объёмы, потреблённые внутри помещений.

При этом управляющая организация понимает, какие объёмы коммунального ресурса потрачены по показаниям ОДПУ, но не знает, сколько ресурсов ушло на предоставление коммунальных услуг в помещениях.

Бывает так, что РСО отказывается предоставлять УО информацию о показаниях индивидуальных приборов учёта, и споры сторон доходят до суда. Суды говорят, что стороны обязаны обмениваться такой информацией.

В решении Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40 - 243196/2017! указано, что ресурсоснабжающая организация не имеет права отказать управляющей в передаче показаний ИПУ на основании № 152-ФЗ и № 98-ФЗ.

Стороны обязаны обмениваться информацией согласно ч. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, п. 18 ПП РФ № 124.

О чём ещё мы поговорили

Тему поставки коммунальных ресурсов и услуг можно по праву назвать одной из самых сложных в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Наш эксперт Елена Шерешовец на онлайн-семинарах помогает управляющим организациям разобраться в различных вопросах.

Видеозапись онлайн-семинара «Как УО выстроить отношения с РСО после принятия перечня грубых нарушений лицензионных требований» будет полезна, если вам нужна помощь в вопросах о том:

  • кто считается исполнителем коммунальных услуг при различных схемах поставки ресурсов в многоквартирные дома;
  • почему Минстрой РФ считает, что при двухкомпонентных тарифах перейти на прямые договоры нельзя и кто может опровергнуть такое мнение;
  • какую информацию и в какие сроки УО обязана предоставить в РСО при переходе на прямые договоры;
  • что делать УО, если объём КР на СОИ отрицательный;
  • кто отвечает за качество коммунальных услуг при различных схемах, как фиксируются факты нарушений и какая ответственность за них грозит.

В раздаточном материале к онлайн-семинару вы найдёте образцы судебных решений по разрешению споров между управляющими и ресурсоснабжающими организациями, список необходимой технической документации на МКД, пример акта приёма-передачи такой документации и другие полезные управляющим организациям материалы.