В числе работ, которые приходится выполнять управляющей организации, заметное место занимает расчёт стоимости работ и услуг за содержание и ремонт МКД. Этому сложному и трудозатратному процессу посвящена статья, подготовленная специально для нашего блога специалистами ЗАО «Центр муниципальной экономики и права». В статье не только раскрывается механизм расчёта стоимости работ, но и описывается, как можно их упростить.



Почему требуется индивидуальный и экономически обоснованный расчёт стоимости работ?

Согласно нормам действующего законодательства, плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться индивидуально по каждому МКД с учётом реального технического состояния дома (ст. 55.24 ГК РФ, определение ВС РФ от 18.09.2013 № 49-КГПР13-6) и учитывать минимальный перечень работ и услуг по содержанию МКД (п. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).

На основании ч. 23 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация несёт ответственность за оказание всех услуг и работ, которые обеспечивают надлежащее содержание ОИ, причём их качество должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания, утверждённых ПП РФ от 13.08.2006 № 491. УО должна предложить собственникам помещений и прописать в договоре управления обоснованный размер платы, позволяющий выполнить все эти работы качественно.

Стоимость каждой услуги и работы должна быть определена отдельно, чтобы соблюсти право собственников на изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества.

Кроме того, согласно совместному приказу Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр, в обязанность УО входит необходимость размещения в ГИС ЖКХ информации о перечне выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту ОИ в МКД, об объёме, периодичности проведения и стоимости работ и услуг, с указанием использованного порядка расчёта стоимости. 

Формирование фонда платы за содержание и ремонт МКД

Согласно жилищному законодательству, в частности, п. 7 ст. 156 ЖК РФ и ст. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений МКД на ОСС должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания ОИ, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания ОИ в МКД, утверждённого ПП РФ от 03.04.2013 № 290.

УО готовит предложения собственникам помещений по условиям договора управления МКД. Прежде всего это предложения по перечню услуг и работ в отношении каждого МКД.

Ст. 161 ЖК РФ обязывает УО контролировать состояние и сохранность ОИ МКД. Поэтому при утверждении платы собственники не могут отказаться от работ, которые обязательно нужны для безопасного проживания. Однако по решению собственников в МКД может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством.

Поэтому в отдельно взятом доме стоимость содержания и ремонта жилья может быть как выше, так и ниже аналогичных МКД.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен перечню, утверждённому собственниками помещений МКД, объёмам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил № 491).

После формирования перечня работ по содержанию и ремонту МКД на предстоящий год следующий шаг – определение того, сколько средств потребуется на выполнение каждой работы и какова будет общая стоимость всех работ и услуг.

Для определения объёма необходимых затрат на планируемые работы и услуги, а следовательно, и размера ежемесячной платы собственников помещений нужна информация о стоимости каждой работы и услуги, включённой в перечень.

Методология расчёта стоимости работ и услуг

При определении расчётной стоимости работ и услуг по содержанию и текущему ремонту ОИ используются следующие методы:

  • ресурсный метод;
  • метод аналогов;
  • метод индексации.

Ресурсный метод применяется при наличии разработанных норм и нормативов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при выполнении работ и услуг. При ресурсном методе определение расчётной стоимости работ и услуг осуществляется прямым калькулированием исходя из нормативов материальных, трудовых ресурсов (элементов затрат) и прогнозных цен и тарифов.

В настоящее время практически на все виды работ и услуг по содержанию и ремонту ОИ Центром муниципальной экономики и права определены нормативы трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Поэтому применение данного метода обеспечивает наибольшую точность полученного результата и, соответственно, базу для обоснованности предложений по плате за содержание жилых помещений.

В основе ресурсного метода – расчёт стоимости работ. То есть расценка на работы определяется как произведение норматива ресурса и стоимости единицы ресурса. Схема расчёта стоимости работ и услуг ресурсным методом:


Стоимость работы и услуги на единицу объёма можно определить по формуле:

Сi ед = Ро.т.i+ Рмат.i + Рэкспл.маш.i + Робщ. i + Pнал i + Пр,

где Ро.т.i – расходы на оплату труда рабочих, руб.;

Рмат.i – расходы на материальные ресурсы, руб.;

Рэкспл.маш.i – расходы на эксплуатацию машин и механизмов, руб.;

Робщ.i – общеэксплуатационные расходы, руб.;

Рнал.i – налоги, сборы, платежи, руб.;

Пр – прибыль от выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, руб.

Для расчёта стоимости работ ресурсным методом требуются:

  1. Сведения о МКД и придомовой территории (характеристики, площади и т.д.). Они берутся из паспорта дома, данных Росреестра и т.д. Данная информация вносится в ГИС ЖКХ в первую очередь.
  2. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту ОИ МКД с оптимальной периодичностью.
  3. Ставка рабочего первого разряда. Определяется внутренними документами УО, условиями Отраслевого тарифного соглашения по каждому виду работ или на основании статистических данных по регионам РФ на данный период.
  4. Стоимость материалов, использованных для проведения работ. Используются либо реальные закупочные стоимости материалов на основании бухгалтерских отчётов за предыдущие периоды, либо среднестатистические цены по региону на определённый период.
  5. Количество человеко-часов и материалов, необходимых для выполнения перечня работ (см. сборник «Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов», разработанный Центром муниципальной экономики и права, ГЭСНы, ФЕРы, ЕНИРы, СНиПы и т. д.).
  6. Ставки налогов, накладных расходов и расходов на управление. Определяются законодательством, на основании бухгалтерских и статистических отчетов организации за предыдущие периоды, либо с помощью ряда сборников по расчёту численности УО, определению общеэксплуатационных расходов и др., также разработанных Центром муниципальной экономики и права.

Например, расходы на оплату труда рабочих определяются как нормативный фонд заработной платы рабочих, выполняющих работы и услуги по содержанию ОИ и текущему ремонту, исходя из нормативной трудоёмкости работ и условий Отраслевого тарифного соглашения по каждому виду работ на принятый натуральный измеритель.

Рот.i = Нi × ЗПосн.i + ЗПдоп.i,

где Нi – нормативная трудоемкость для выполнения i-го вида работ и услуг, чел.-час;

ЗПосн.i – часовая тарифная ставка рабочего, выполняющего i-й вид работ, руб./час;

ЗПдоп.i – начисления стимулирующего и компенсационного характера рабочему, выполняющему i-й вид работ, руб./час.

Нужно обратить внимание, что теперь расходы должны учитывать затраты на потребление воды при производстве работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

Более подробно об этом можно прочитать в «Методических рекомендациях по определению платы за содержание жилых помещений», разработанных Центром муниципальной экономики и права.

Расчёт стоимости работ и услуг – это просто!

Метод расчётов, который мы описали, наиболее точный, но при этом и наиболее трудоёмкий. Возникает резонный вопрос: можно ли как-то сократить этот расчётный путь?

Специалистам Центра муниципальной экономики часто приходилось рассчитывать плату на основании таблиц, составленных в Excel. И со временем стало понятно, что весь нормативный подход можно облечь в простую и доступную программу – именно так родился online-сервис «МКД-расчёт», в основу которого заложены современные нормативы на все ресурсы, необходимые для выполнения работ по содержанию МКД, а также среднестатистические цены на все материальные и трудовые ресурсы, используемые в этих нормативах, по каждому региону РФ.

Программа «МКД-расчёт» содержит большой перечень работ по санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД любого типа.

Готовые расчёты можно выгрузить в формате Excel и использовать в дальнейшем для размещения в ГИС ЖКХ. Работы в «МКД-расчёт» согласованы со справочниками работ ГИС ЖКХ, что облегчает их размещение.

Существенным преимуществом «МКД-расчёт» является отслеживание изменения размера платы за кв. метр в месяц в зависимости от добавления работ в смету, изменения периодичности и параметров отчислений. Для этого достаточно ввести площадь в окошко «Стоимость на кв. м».

Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается сроком не менее одного года. Для перерасчёта цен на следующий год в «МКД-расчёт» можно просто переключиться на цены следующего года, и стоимости всех работ из вашего перечня автоматически обновятся.