ОГЖН регулярно запугивают управляющие организации штрафами за несоблюдение требований по размещению сведений в ГИС ЖКХ. А имеют ли они на это право и есть ли у них основания для проведения проверок, расскажем сегодня.

Обязанность УО по размещению информации в ГИС ЖКХ

Главная обязанность управляющих организаций при заполнении ГИС ЖКХ указана в ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ – обеспечить открытый и свободный доступ к сведениям по:

  • показателям финансово-хозяйственной деятельности,
  • работам и услугам по содержанию ОИ в МКД,
  • порядку выполнения таких работ,
  • их стоимости,
  • тарифам на КУ.

Положения части 10.1 ст. 161 ЖК РФ начали действовать во всех регионах России с 1 июля 2016 года. С этой даты все управляющие организации РФ должны были обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности, разместив её в ГИС ЖКХ.

ГИС ЖКХ и лицензионный контроль

Размещение информации в ГИС ЖКХ хотя и является обязанностью управляющих организаций, однако лицензионным требованием станет только с 1 января 2018 года (для городов федерального значения – с 1 июля 2019 года). Следовательно, пока эта обязанность не считается предметом лицензионного контроля. Состав лицензионных требований представлен в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ управляющие организации могут управлять домами только на основе лицензии. Ч. 3 этой статьи говорит о том, что лицензирование деятельности по управлению МКД включает в себя две составляющие:

  • работу органов ГЖН по лицензированию такой деятельности,
  • проведение лицензионного контроля.

ГЖИ, осуществляя лицензионный контроль, имеют право:

  • предупреждать,
  • выявлять
  • и пресекать

нарушения лицензионных требований. Это указано в ч. 2 ст. 196 ЖК РФ. При этом государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих организаций, имеющих лицензию на управление МКД.

Сделаем промежуточные выводы. Органы ГЖН имеют чётко определённые полномочия: могут выявлять, предупреждать и пресекать нарушения лицензионных требований. Обязанность раскрытия информации на ГИС ЖКХ для большинства регионов будет включена в перечень лицензионных требований с 1 января 2018 года, сейчас она не может быть предметом лицензионного контроля.

Так как государственный жилищный надзор не может проводиться по отношению к управляющим организациям, имеющим лицензию, то такие УО не могут проверять на соблюдение ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, в рамках государственного жилищного надзора.

Проверка может пройти только после того, как ГИС ЖКХ включат в состав лицензионных требований.

ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием

21 декабря 2016 года Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла проект Федерального закона о внесении изменений в ЖК РФ. Согласно документу, ст. 193 ЖК РФ дополнилась частью 6.1.

ГИС ЖКХ становится лицензионным требованием для управляющих организаций большинства регионов с 1 января 2018 года, а для управляющих организаций Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – с 1 июля 2019 года.

Тот факт, что сегодня у органов ГЖН нет правовых оснований проводить проверки в отношении управляющих организаций по соблюдению требований раскрытия данных в ГИС ЖКХ, не гарантирует УО защиту от штрафов.

К административной ответственности могут привлечь по ст. 13.19.2 КоАП РФ за:

  • не размещение данных в ГИС ЖКХ,
  • нарушение порядка, способов и сроков раскрытия,
  • размещение сведений не в полном объёме,
  • раскрытие заведомо искажённых данных.

Орган ГЖН в таком случае, не проводя проверки, на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении. А после, на основании этого протокола, выносит постановление об административном наказании.

28 декабря 2016 года проект Федерального закона подписал Президент РФ. 29 декабря Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ вступил в законную силу и сроки наступления ответственности за ГИС ЖКХ были изменены.