В связи с трудной экономической ситуацией Правительство РФ внесло изменения в правила проведения надзора в 2022 году. Минэкономразвития России выпустило письмо-разъяснение о том, как будут проходить проверки граждан и юридических лиц, в том числе управляющих домами организаций. Читайте обзор документа.

Минэк РФ пояснил особенности проведения проверок в 2022 году

10 марта 2022 года Правительство РФ опубликовало постановление № 336, которое отменяет проведение плановых проверок в 2022 году. В том числе документ утверждает особенности внепланового контроля для управляющих многоквартирными домами.

Для плановых проверок в ПП РФ № 336 есть исключение – в текущем году их могут провести в отношении объектов контроля, отнесённых к категории чрезвычайного риска. Внеплановые проверки в отношении организаций ЖКХ правомерны только после согласования с прокуратурой и в следующих случаях:

  • при осуществлении лицензионного контроля,
  • при поступлении жалоб граждан,
  • по истечению срока исполнения предписания об устранении нарушений,
  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

ПП РФ № 336 продлевает сроки исполнения ранее выданных органами контроля предписаний – автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без заявления контролируемого лица. Такое лицо также имеет право направить заявление о продлении срока исполнения предписания.

Профильный департамент Минэкономразвития России в письме от 24.03.2022 № Д24и-8436 дал разъяснения по отдельным вопросам организации и проведения надзора в 2022 году. Минэк РФ в письме разъяснил:

  • к кому применяются положения документа;
  • как определить наличие угрозы причинения какого-либо вреда;
  • проводится ли проверка УО по жалобам граждан;
  • будут ли проводиться профилактические мероприятия и проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами;
  • как надзорный орган должен оценивать исполнение предписания, выданного до и после вступления в силу ПП РФ № 336;
  • порядок привлечения лиц к административной ответственности.

Ниже приводим обзор каждого вопроса из письма Минэка РФ.

На кого распространяются требования ПП РФ № 336 к проверкам

ПП РФ № 336 регулирует все проверки, которые проводятся согласно положениям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Новые правила проверок применяются по отношению к любому проверяемому лицу, независимо от его организационно-правовой формы, а также к физическим лицам.

Ограничения, предусмотренные ПП РФ № 336, не распространяются на надзорные мероприятия, которые проводятся в соответствии с ч. 6 ст. 2 № 248-ФЗ – в отношении военных и оборонных предприятий.

Как надзорный орган должен определять наличие угрозы причинения какого-либо вреда

Основанием для проведения внеплановой проверки лица, согласно пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, является выявление следующих фактов:

  • причинения вреда либо непосредственной угрозы его причинения жизни и здоровью граждан;
  • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.

Законодатели не прописали критерии для определения угрозы причинения вреда: их нет в № 248-ФЗ и ПП РФ № 336. Как отметил Минэк РФ, решение о внеплановой проверке надзорный орган принимает после оценки конкретных обстоятельств и согласования с органами прокуратуры.

Под непосредственной угрозой ведомство рекомендует понимать «высокую степень вероятности причинения» вреда в краткосрочной перспективе:

  • если негативные последствия обязательно наступят в случае отсутствия реакции надзорного органа;
  • если есть прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам какого-либо вреда.

При определении причинения вреда жизни и здоровью граждан Минэк РФ рекомендует использовать положения приказа Минздрава России от 24.04.2008 № 194-н.

Является ли жалоба гражданина основанием для проведения внеплановой проверки УО в 2022 году

В соответствии с абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, жалоба гражданина для защиты его прав – основание для проведения внеплановой проверки работы УО в рамках лицензионного контроля и госжилнадзора.

Внеплановая проверка не проводится, если указанные в жалобе гражданина нарушения УО не причинили вреда или ущерба, не нарушили права заявителя. Защита или восстановление прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения управляющей организацией обязательных требований и правами конкретного заявителя.

Может ли надзорный орган проводить проверки без взаимодействия с контролируемым лицом

В п. 10 ПП РФ № 336 прописано, что надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережения о недопустимости нарушений. При этом по итогам таким мероприятий нельзя выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (п. 7 ПП РФ № 336).

Надзорный орган может предложить проверяемым лицам на время запрета контрольных проверок проводить дополнительные профилактические визиты. Их необходимо внести в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год. Это можно делать без проведения общественного обсуждения таких программ.

Как орган контроля проверяет исполнение предписания, выданного до и после появления ПП РФ № 336

Правила оценки исполнения предписания зависят от того, когда оно было выдано:

  1. До появления ПП РФ № 336, а срок исполнения истёк после вступления его в силу.

В соответствии с абз. 1 п. 8 ПП РФ № 336, срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 года, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.

Если нарушения, из-за которых было выдано предписание, не влекут причинения вреда или ущерба, указанных в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336, то надзорные орган проверяет их исполнение только по сведениям и документам, которые у него есть.

Исключение – когда контролируемое лицо должно предоставить документы или данные об исполнении требований надзорного ведомства для получения или возобновления лицензии. Если таких документов недостаточно, тогда ведомство может объявить лицу предостережение.

  1. После вступления в силу ПП РФ № 336.

После 10 марта надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявлены факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС или ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).

Если таких нарушений во время проверки не выявлено, то контрольный орган фиксирует иные нарушения в акте, но ведомство выдаёт не предписание, а предостережение.

В случае, когда было выдано предписание, а надзорный орган не может оценить его исполнение без взаимодействия с лицом, то на основании абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку.

Вправе ли орган надзора в этом году привлечь проверяемое лицо к административной ответственности

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ, надзорный орган вправе привлекать нарушителей обязательных требований к административной ответственности, если в ходе проверки выявил признаки правонарушения.

Согласно п. 9 ПП РФ № 336, после 10 марта 2022 года привлечь контролируемое лицо к ответственности можно только по результатам проверки с взаимодействием с таким лицом. Это требование распространяется на признаки любых нарушений обязательных требований, в том числе если сведения о них получены от граждан, организаций, органов власти или СМИ.

Если контрольное мероприятие проведено без взаимодействия с нарушителем, то надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело.

Иногда орган надзора из-за ограничений, введённых ПП РФ № 336, не может оценить данные, указывающие на состав административного правонарушения. Тогда он отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении и может объявить контролируемому лицу предостережение.

Ограничения ПП РФ № 336 на возбуждение административных дел не распространяется на случаи, когда надзорный орган выявил признаки преступления или если основания для этого получены в ходе проверки с взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты начала такой проверки.

На заметку

Управляющие организации, как и другие представители бизнеса в России, из-за трудной экономической ситуации переживают непростые времена. Правительство РФ принимает различные меры поддержки предприятий, например, на полгода ввело мораторий на банкротство по заявлениям кредиторов.

Ограничение на проверки также является мерой поддержки организаций в кризис. Плановых проверок не будет, а внеплановые разрешены только в ситуации, если нарушения, допущенные УО, влекут причинение вреда гражданам или ущерба имуществу и государству.

Введено ограничение не только на проведение проверок, но и на выдачу предписаний и привлечение к административной ответственности. Во многих случаях органы надзора вправе только выдавать предостережение.

Как вы считаете, поможет ли данная мера управляющим организациям и ТСЖ в кризис? Поделитесь в комментариях.