Орган ГЖН, проверяя управляющие организации на предмет соблюдения лицензионных и иных требований нормативно-правовых актов, обязан размещать сведения о проверках и их результатах в открытом доступе – в едином реестре проверок. Рассказываем о том, где, в каком объёме и в какие сроки эта информация размещается.
Орган ГЖН проверяет УО без согласования с прокуратурой
Организации для управления многоквартирным домом обязаны получить лицензию на осуществление этой деятельности (п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Контроль за работой УО как лицензиатами проводится согласно ст. 19 № 99-ФЗ.
Проверки организаций-лицензиатов на предмет соблюдения лицензионных требований при управлении многоквартирными домами проводятся органом ГЖН на основаниях, приведённых в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ:
- если истёк срок исполнения предписания органа ГЖН;
- если возможна угроза жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, возникновения ЧС;
- по поручению президента РФ, Правительства РФ или требованию прокурора.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также документарными или выездными (ст. 9–12 № 294-ФЗ). Выездная проверка проводится в том случае, если документарная не даёт полной картины для оценки соответствия деятельности УО лицензионным требованиям (п. 2 ч. 3 ст. 12 № 294-ФЗ).
Минстрой РФ в письме от 11.09.2018 № 37840-ОО/06 напомнил об основаниях проведения внеплановых проверок организаций-лицензиатов, управляющих многоквартирными домами. Орган ГЖН проводит проверку УО, если в ведомство поступило обращение о нарушении лицензионных требований от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, от органов государственной власти, органов МСУ, СМИ (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
При этом надзорное ведомство не обязано согласовывать свои действия с прокуратурой или уведомлять УО о предстоящей проверке (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
Проведение внеплановых проверок ГЖИ681737
Данные о проверках заносятся в единый реестр проверок
Для учёта проверок, которые проводит орган Госжилнадзора, и их результатов создан реестр проверок – ФГИС «Единый реестр проверок». Реестр с открытыми для ознакомления данными размещён по адресу: https://proverki.gov.ru. Внесение в реестр сведений о проверках надзорных органов закреплено ч. 1 ст. 13.3 294-ФЗ.
ФГИС «Единый реестр проверок» – федеральная государственная информационная система, оператором которой является Генеральная прокуратура РФ (ч. 1 ст. 13.3 № 294-ФЗ). Методической поддержкой системы занимается Минэкономразвития РФ. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.
В реестр вносятся результаты проверок как в отношении УО, подавшей заявление на получение лицензии, так и в отношении лицензиатов, обратившихся за продлением ранее полученной лицензии (ч. 1 ст. 13.3 № 294-ФЗ).
Проведение внеплановых документарных и выездных проверок УО138363
В едином реестре проверок приведены открытые данные
Согласно п. 12 ПП РФ № 415, орган ГЖН и иные надзорные ведомства, имеющие право проводить государственный и муниципальный контроль за деятельностью организаций, назначают ответственных должностных лиц, которые вносят информацию по проведённых проверках в единый реестр. Назначенные сотрудники ведомств несут ответственность за достоверность и полноту размещённой информации.
Ряд сведений, занесённых в единый реестр проверок, должен быть доступен неограниченному кругу лиц сразу после их публикации на интернет-сайте https://proverki.gov.ru (п. 25 ПП РФ № 415). Список информации о проверках, которые размещаются в открытом доступе, приведён в ч. 3 ст. 13.3 № 294-ФЗ:
1. Номер, присвоенный проверке.
2. Информация согласно п.п. 1–6, 9 ч. 2 ст. 14 № 294-ФЗ:
- наименование органа контроля и вид контроля;
- ФИО, должности лиц, проводивших проверку;
- название, адрес проверяемых ЮЛ или ИП;
- цели и задачи проверки, сроки и правовые основания её проведения;
- список подлежащих проверке требований;
- перечень входящих в проверку мероприятий, даты начала и окончания проверки.
3. Информация, указываемая в акте проверки согласно п.п. 1–6 ч. 2 ст. 16 № 294-ФЗ:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа контроля (надзора), проводившего проверку;
- дата и номер приказа или распоряжения, согласно которому проводилась проверка;
- ФИО и должности лиц, проводивших проверку;
- сведения о проверяемом ЮЛ или ИП, в том числе данные о руководителе организации или уполномоченном лице, присутствовавшем при проверке;
- дата, время и место проведения проверки.
4. Результаты проверки с указанием, были ли выявлены нарушения лицензионных требований.
5. Данные о принятых мерах для устранения нарушений: о выданных предписаниях, о привлечении к административной ответственности, о приостановлении или аннулировании ранее выданных лицензий, об обжаловании перечисленных мер и результате обжалования.
В зависимости от оснований проведения плановой или внеплановой проверки и её вида данные заносятся в единый реестр в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа о проведении проверки либо в течение 5 рабочих дней со дня её начала (п.п. 16–17 ПП РФ № 415). Затем, при поступлении новой информации, должностное лицо дополняет сведения в реестре в соответствии с установленными в п.п. 18–21 ПП РФ № 415 сроками.
Как управляющим компаниям взаимодействовать с ГЖИ160370
Орган надзора ответственен за сведения в едином реестре
Если управляющей организации необходимо оперативно найти сведения и результаты проверки, проведённой надзорным органом, то она может воспользоваться вкладкой «Поиск проверок».
Поиск ведётся по ИНН и ОГРН, наименованию проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, по наименованию органа контроля, номеру проверки и/или дате.
Если данные о проверке в реестре отсутствуют, то УО следует обратиться в прокуратуру с жалобой для привлечения должностного лица, отвечающего за размещение информации в реестре, к административной ответственности.
Для должностных лиц согласно ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусмотрен штраф от 1 000 до 3 000 рублей:
- за невнесение должностными лицами информации о проверке в единый реестр;
- за нарушения два и более раза в течение одного года сроков внесения информации;
- за внесение неполной или недостоверной информации о проверке два и более раза в течение года.