Челябинская ГЖИ опубликовала на сайте поручения управляющим организациям, связанные с переходом на новую систему обращения с ТКО. УО необходимо предоставить в ведомство отчёт о проделанной работе не позднее 20 января. Читайте о том, имеет ли орган ГЖН полномочия требовать от УО исполнения таких поручений и наказывать за отказ.

Какие поручения жилинспекция может дать управляющим организациям

Поручения, которые ГЖИ дала управляющим организациям, достаточно конкретны: исключить из платёжных документов плату за жилищную услугу по обращению с ТКО и провести информационную работу с жителями многоквартирных домов по вопросу перехода услуги в статус коммунальной. Отчёт, который УО обязаны предоставить в надзорное ведомство за подписью руководителя, должен быть направлен в электронном виде и на бумажном носителе.

При этом это не единственное поручение, которое дала ГЖИ управляющим организациям и ТСЖ области. В первых числах января 2019 года на сайте появилось новое поручение: совместно со специализированными организациями провести внеочередное обследование состояния внутридомового газового оборудования многоквартирных домов.

О выполнении поручения УО и ТСЖ также должны отчитаться. И хотя провести такие обследования «рекомендуется», предоставить отчёт с копиями актов «необходимо» до 3 марта 2019 года.

Попробуем разобраться, обязана ли УО выполнять такие поручения и предоставлять отчёты, и может ли жилищная инспекция наказать организацию за неисполнение таких поручений.

Что входит в полномочия органа ГЖН

Деятельность органа Государственного жилищного надзора регулируется постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493. В соответствии с п. 7 ПП РФ № 493 и ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, орган ГЖН в рамках своих полномочий имеет право:

  • запрашивать и получать информацию и документы, которые необходимы для проведения проверок соблюдения обязательных требований;
  • проводить проверки, в том числе выездные;
  • выдавать предписания по устранению выявленных нарушений;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять соответствующие документы в уполномоченные органы для возбуждения дел;
  • обращаться в суд по вопросам, перечисленным в ч. 6 ст. 20 ЖК РФ.

При этом, в соответствии с пп. «г» п. 16 ПП РФ № 493, надзорное ведомство на своём официальном сайте в интернете размещает рекомендации и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований, в том числе управляющими организациями и ТСЖ. При этом исполнение подобных рекомендаций обязательным требованием не является.

Исключением являются поручения, которые касаются действий, обязательных для исполнения управляющими организациями в силу норм законодательства. Например, исключить плату за обращение с ТКО из жилищных услуг УО обязаны в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. Отдельного поручения от органа ГЖН для этого не требуется.

Какие требования органа ГЖН обязаны исполнять управляющие организации

Обязательными для исполнения управляющими организациями документами, которые направляет в их адрес жилинспекция, являются:

1. Запросы информации в рамках контрольных мероприятий, при этом запрос должен быть мотивирован и направлен в адрес УО в письменном виде (п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

К запросу прилагается заверенная печатью и подписью должностного лица копия приказа или распоряжения о проведении проверки. Запрос о предоставлении информации или документов должен быть направлен почтовым отправлением с уведомлением либо вручён под подпись (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ).

ГЖИ может проводить предварительную проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом сотрудники органа ГЖН собирают дополнительные сведения и материалы по устному запросу или направив в УО письменное обращение. Но в рамках предварительной проверки юридическое лицо не обязано предоставлять органу жилнадзора информацию и выполнять требования (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

2. Запросы на предоставление письменных пояснений от юридического лица, если орган ГЖН в ходе проверки находит противоречия или недостоверность сведений (ч. ч. 8, 9 ст. 11 № 294-ФЗ). Ответить на запрос юридическое лицо должно не позднее 10 рабочих дней со дня получения требований надзорного органа.

При этом юридическое лицо имеет право не предоставлять по требованию органа ГЖН документы и сведения, которые ведомство может самостоятельно получить у других органов госконтроля или которые не относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 № 294-ФЗ).

3. Предписания органа ГЖН с требованием устранить выявленные нарушения и протоколы об административных правонарушениях (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

Управляющая организация имеет право обжаловать составленные акты и через суд попробовать признать предписание ГЖИ незаконным или неисполнимым. Только в этом случае УО не исполняет выданные предписания.

Зачем орган ГЖН даёт общие поручения и рекомендации

УО не обязана исполнять поручения и проводить мероприятия, которые орган ГЖН советует реализовать в конкретные сроки, разместив информацию на сайте для неопределённого круга лиц.

При этом следует отметить, что на примере рекомендаций ГЖИ Челябинской области видно, что поручения ведомства должны помочь УО исполнять надлежащим образом обязательные для них требований по содержанию общего имущества МКД и корректности начислений платы за ЖКУ.

Исполнив поручения, УО снизит риск возникновения конфликтов и ЧС, а также привлечения её к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства, если при проверке органом ГЖН будут выявлены нарушения.

Накажут ли УО за неисполнение общих поручений ГЖИ

Итак, согласно нормам законодательства, орган ГЖН вправе давать управляющим организациям рекомендации и поручения по соблюдению обязательных требований по управлению многоквартирными домами и надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников. В том числе такая информация может размещаться на сайте ведомства.

При этом подобные поручения носят рекомендательный характер: УО не обязаны их исполнять. Следовательно, за неисполнение выданных поручений и непредоставление в указанные ГЖИ сроки отчёта по таким мероприятиям не влекут за собой материального наказания, привлечения к ответственности или штрафа.

К тому же управляющие организации не обязаны просматривать сайты органов ГЖН и знакомиться с общими рекомендациями, данными ведомством. Все законные требования жилищные инспекторы обязаны направлять в письменном виде, а при оговорённой с УО форме электронного обмена данными – с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10, ч. 4 ст. 16 № 294-ФЗ).

Как УО действовать при наличии на сайте ГЖИ общего поручения

Управляющие организации, заметив на сайте ГЖИ поручения по проведению каких-либо мероприятий, должны понимать, что подобная информация носит рекомендательный, а не обязательный характер. За неисполнение этих требований, в том числе за непредоставление отчёта по таким мероприятиям, УО не может быть привлечена к какой-либо ответственности.

При этом отказ исполнять общие поручения органа жилнадзора может сказаться на взаимоотношениях УО с ведомством. Чтобы не портить отношения с органом ГЖН, мы рекомендуем управляющим организациям предпринять следующее:

  1. На постоянной основе знакомиться с информацией, размещаемой региональной ГЖИ на сайте.
  2. При появлении на сайте поручений или рекомендаций УО с требованием провести какие-либо мероприятия – проанализировать данные поручения, установить, есть ли реальная необходимость в такой работе. Возможно, УО уже предприняла подобные действия: например, рассказала жителям дома о новой схеме обращения с ТКО или недавно провела проверку состояния ВДГО.
  3. Если после анализа ситуации УО приняла решение, что необходимости в мероприятиях нет, то лучше сообщить об этом в орган ГЖН и направить в адрес ведомства подтверждение такого вывода. Например, копии объявлений, в которых информация доносилась до жителей дома, копии квитанций, актов обследования – любые документы, подтверждающие, что вопросы находятся у УО на контроле.