Неделя статей про коммунальные услуги подходит к концу. Мы рассказали об установленной административной ответственности за нарушение газовой безопасности, о том, от чего зависит расчёт размера платы за коммунальные услуги, обсудили прошедший вебинар об изменениях, произошедшим в сфере КУ.

Тема сегодняшнего разговора – готовящиеся изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг

Проект поправок в ряд постановлений Правительства РФ, касающихся сферы предоставления коммунальных услуг потребителям, опубликован на сайте Минстроя РФ. Ожидается, что документ начнёт действовать в 2017 году.

Наибольшие изменения снова коснутся постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Конкретизируется понятие нежилого помещения. Сейчас таковым считается помещение в МКД, которое не является жилым и не входит в состав общего имущества.

После вступления в силу поправок нежилыми будут признаваться помещения в МКД, обладающие уже перечисленными признаками и указанные в проектной или технической документации на дом или в электронном паспорте дома. К нежилым помещениям приравняют машино-места.

Согласно обновлённому пп. «а» п. 3 Правил коммунальные услуги будут предоставляться потребителям со дня:

  • выдачи застройщику разрешения на ввод МКД в эксплуатацию – застройщику в отношении помещений в этом доме, не переданных им другим лицам по документу о передаче,
  • застройщику разрешения на ввод дома в эксплуатацию, но не до принятия помещения в этом доме по передаточному акту – лицу, принявшему от застройщика это помещение.

РСО как исполнитель коммунальных услуг

Ожидается, что поставка холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа в нежилое помещение, отведение сточных вод, будут производиться только после заключения в письменном виде потребителями договоров ресурсоснабжения с РСО.

Если у потребителя в нежилом помещении не заключён такой договор, объём коммунальных ресурсов, потреблённых в помещении, будет определяться РСО расчётными способами.

Уточняются правила предоставления РСО коммунальных услуг потребителям:

  • собственникам и пользователям, если с ними заключён договор до отказа одной из сторон от исполнения договора;
  • собственникам и пользователям, если ими принято решение, предусмотренное ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ – то есть, о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них, если меняется способ управления МКД или выбирается управляющая организация.
  • собственникам и пользователям помещений в МКД, где был расторгнут договор о приобретении УО, ТСЖ или ЖК коммунального ресурса, необходимого для предоставления КУ до заключения нового договора.

РСО будет выступать в роли исполнителя КУ только в одном случае – при непосредственном управлении МКД, или когда ещё не выбрана управляющая организация, не создано ТСЖ и т.п. Если исполнителем КУ в МКД, где расположено нежилое помещение, не является РСО, собственник такого помещения в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения предоставляет исполнителю:

  • копии договоров,
  • показания ИПУ и ОДПУ,
  • данные об объёмах коммунальных ресурсов, потреблённых за расчётный период.

Антимагнитные пломбы и уведомления через СМС

Пополнится перечень обязанностей исполнителей КУ. В случае принятия поправок исполнителе должны будут:

  • проверять состояние ИПУ, ОДПУ и распределителей в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки,
  • определять размер платы за КУ по отоплению согласно показаниям ОДПУ тепловой энергии, использовать показания ОДПУ холодной и горячей воды, электроэнергии,
  • размещать на своём официальном сайте и на информационных стендах или не реже 1 раза в квартал указывать в платёжных документах данные о последствиях: недопуска исполнителя КУ в согласованные дату и время в занимаемое потребителем помещение для проведения проверки ПУ; несанкционированного вмешательства в работу ПУ.

Предполагается, что исполнители КУ получат право:

  • не чаще одного раза в 3 месяца проверять достоверность передаваемых показаний ПУ,
  • не чаще одного раза в месяц проверять состояние ПУ, если ПУ установлены вне помещений, в месте, доступном для исполнителя без присутствия потребителя,
  • устанавливать при вводе ПУ в эксплуатацию или при проведении проверок на ИПУ и ОДПУ контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб,
  • осуществлять установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ в МКД, собственники помещений в которых не установили соответствующие приборы учёта,
  • уведомлять потребителя о наличии задолженности за КУ по СМС, телефонным звонком с записью, по электронной почте, через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ.

Что может потребовать и что обязан делать потребитель

Ожидается, что потребители смогут требовать от исполнителя КУ:

  • проведения проверок качества предоставляемых КУ, оформления и предоставления актов проверки и устранения выявленных недостатков,
  • составления акта обследования на предмет установления технической возможности установки ПУ,
  • проверки состояния приборов учёта и распределителей в течение 10 рабочих дней со дня получения исполнителем заявки.

Кроме существующих в обязанности потребителей КУ будут входить также:

  • использование ОДПУ в целях учёта потреблённых коммунальных услуг,
  • сохранение установленных исполнителем контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб,
  • своевременная и полная оплата КУ.

Плата за КУ и повышающие коэффициенты

Потребитель КУ в МКД вносит плату за КУ, предоставленные ему в жилом и в нежилом помещении. Если дом находится на непосредственном управлении или в нём не выбран способ управления, или выбранный способ не реализован, потребитель в составе платы за коммунальные услуги отдельно заплатит за КУ:

  • предоставленные в жилом или в нежилом помещении,
  • потреблённые при содержании общего имущества в МКД.

Потребитель КУ по отоплению независимо от способа управления МКД платит за эту услугу в целом без разделения платы.

Согласно проекту Минстроя РФ, если в МКД отсутствуют ОДПУ и ИПУ тепловой энергии, объём указанной коммунальной услуги будет определяться по применяемому в таком доме нормативу потребления.

При расчёте цены за тепловую энергию, потребленную в нежилом помещении, в случаях, описанных в п. 41(1) Правил, будут применяться повышающие коэффициенты. В 2016 году они равны 1,4, с 1 января 2017 г. – 1,5.

По показаниям ПУ соответствующего коммунального ресурса будут определяться объёмы электроэнергии, холодной и горячей воды, потребляемых в машино-местах. При отсутствии ПУ – исходя из площади помещения и норматива потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Указанные объёмы будут распределяется между собственниками машино-мест. А при отсутствии ПУ для определения платы также применят повышающий коэффициент.

Напомним, что повышающий коэффициент применяется, если собственник помещения:

  • физическое лицо с регистрацией права собственности (п. 5 ч. 5 ст. 153 ЖК РФ),
  • юридическое лицо при наличии проживающих – повышающий коэффициент применяется к нормативу потребления (п. 5 ч. 5 ст. 153 ЖК РФ),
  • при найме социального использования до заселения (п. 2 ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Нельзя начислять повышающий коэффициент:

  • лицам, принявшим помещение по акту от застройщика (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ),
  • застройщику (пп. 7.2 и 7.4 ст. 155 ЖК РФ),
  • собственнику помещения в ветхом, аварийном жилье, жилье, подлежащем сносу или капитальному ремонту до 2013 года,
  • собственнику помещения, где мощность потребления электрической энергии меньше 5 кВт, максимальный объём потребления тепловой энергии меньше 0,2 гКалл в час, максимальный объём потребления природного газа меньше 2 м³ в час,
  • наймодателю помещения по социальному найму или специализированного жилищного фонда (пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ),
  • арендатору помещения (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).