Управляющая организация должна обеспечить жителям МКД свободный доступ к информации о своей деятельности (ст. 161 ЖК РФ). Делает она это разными способами, в том числе и через свой сайт. Узнайте, нужно ли заводить версию сайта для слабовидящих и, если да, то каким требованиям она должна соответствовать.

Обязанность управляющей организации раскрывать информацию

В  соответствии состатьёй 161 ЖК РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

По требованиям Стандарта информация раскрывается путём обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

  • сайт управляющей организации;
  • сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ;
  • сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого работает управляющая организация.

Если таким сайтом выбран сайт УО, то последняя, помимо соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ ипостановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, должна побеспокоиться и о том, чтобы сайт соответствовал положениям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Версия сайта УО для слабовидящих

Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). У нас охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Кроме того, гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции РФ).

Статья 9 Конвенции «О правах инвалидов», которая была ратифицирована в России 3 мая 2012 года, провозглашает принцип доступности. Он предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни.

Это значит, что все государства-участники Конвенции принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры распространяются на информационные, коммуникационные и другие службы.

Россия является участником Конвенции в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.08.2008 № 450-рп.

Из положения ст. 21 Конвенции следует, что государства-участники принимают все меры, чтобы инвалиды могли беспрепятственно пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию, пользуясь по своему выбору всеми формами общения.

Формы общения определены в статье 2 Конвенции и включают в себя в том числе:

  • снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;
  • принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля и т.п.;
  • активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах.

Согласност. 3.1 № 181-ФЗ, в России не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление прав и свобод человека и гражданина в любой иной области.

В соответствии сост. 14 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Таким образом, если на сайте УО нет версии для инвалидов по зрению, можно получить предписание по устранению выявленных нарушений от надзорных и контрольных органов:

Ответственность за дискриминацию по признаку инвалидности

За дискриминацию по признаку инвалидности предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со статьёй 5.62 КоАП РФ дискриминация влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 тысяч рублей.

Статья 136 Уголовного Кодекса РФ предусматривает более строгое наказание за дискриминацию:

  • штраф от 100 000 до 300 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за 1 или 2 года;
  • лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет.

Условия доступности сайта УО для инвалидов по зрению

Версия сайта управляющей организации для слабовидящих должна соответствовать положениям ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

Указанный ГОСТ определяет три уровня доступности информации для инвалидов по зрению:

Уровень А – уровень минимальной доступности. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность к интернет-ресурсу без потерь информации.

Уровень АА – уровень полной доступности. Позволяет инвалиду по зрению увидеть все структурные элементы ресурса.

Уровень ААА – уровень доступности специализированных интернет-ресурсов для инвалидов по зрению.

При разработке интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:

  • Воспринимаемость.

Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать.

  • Управляемость.

Компоненты интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе пользователями с нарушением зрения.

  • Понятность.

Информация и операции интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения.

  • Надёжность.

Контент должен интегрироваться с широким кругом различных пользовательских прикладных программ.

Адаптация сайта управляющей компании

Версия сайта для инвалидов по зрению сделает восприятие информации для них доступным и понятным, а УО сможет избежать административной или даже уголовной ответственности за дискриминацию по признаку инвалидности.

Возможно, вам ничего не придётся менять на своём сайте. Проверьте, что он соответствует  требованиям ГОСТа.

Практически вся информация на сайте должна быть представлена в виде текста. Если вы размещаете графические изображения, не поленитесь и подпишите их. Веб-страницы не должны иметь фреймовую структуру – то есть в них не может быть встроена какая-либо другая веб-страница.

При ссылке на информацию, содержащуюся в гиперссылках, должно быть текстовое описание объекта, на который она указывает. Часто посещаемые страницы должны быть не более 2–3 экранов текста.

Позаботьтесь о настройках, позволяющих слабовидящим посетителям сайта настраивать удобные им цветовые сочетания текста и фона, размеры шрифта, межстрочные и межбуквенные интервалы.

Предусмотрите возможность изменения размеров текста в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности.

Требований для соответствия условий доступности сайтов для инвалидов по зрению значительно больше, мы перечислили основные. Полный перечень представлен в ГОСТ Р 52872-2012.

Чтобы сэкономить время на изучение нормативных-правовых актов, вы можете обратиться к нам. Мы создадим для вас сайт, оформленный в соответствии с требованиями законодательства.