В январе 2017 года в Красноярске районная администрация отменила открытый конкурс по выбору управляющей организации для нескольких МКД-новостроек. По мнению чиновников, жители МКД уже приняли решение о выборе способа управления. Одна из городских УО не согласилась с мнением администрации и подала иск в суд.

Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск управляющей организации и вынес решение, по которому администрация Октябрьского района Красноярска должна провести открытый конкурс по выбору управляющих организаций для введённых в эксплуатацию МКД.

Суд аргументировал своё решение тем, что право собственности на жилое помещение возникает у владельца с момента государственной регистрации недвижимого имущества. На момент проведения общего собрания собственников ни один из жителей спорных МКД ещё не зарегистрировал свою недвижимость в собственность.

Администрация Октябрьского района Красноярска подала апелляцию, однако, два апелляционных суда оставили решение суда первой инстанции без изменений. Не удалось отменить решение и в Верховном Суде РФ, который указал, что мотивировка трёх предыдущих судов была неверна, однако, решение о неправомочности отмены открытого конкурса оставил в силе.

Верховный Суд РФ отметил, что участники долевого строительства имеют право выбирать управляющую организацию до того, как зарегистрируют право собственности. Граждане, заключившие договор долевого строительства владеют, распоряжаются и пользуются недвижимостью с даты подписания акта приёма-передачи жилого помещения от застройщика.

Вместе с тем судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что оснований для отмены конкурса было недостаточно. Открытый конкурс проводится при условии, что в течение года собственники МКД не смогли принять и не реализовали своё решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В случае с красноярскими домами собственники приняли решение о выборе способа управления, однако до объявленной даты проведения конкурса своё решение не реализовали. В протоколах общих собраний собственников, которые были представлены в администрацию района, было указано, что договор с выбранной управляющей компанией вступает в силу с 1 марта 2017 года. В то время как открытый конкурс был назначен на 28 января 2017 года.

Таким образом, у администрации Октябрьского района Красноярска не было оснований для отмены конкурса. Несмотря на то, что собственники помещений определились с выбором управляющей организации, они не реализовали своё решение в обозначенные законом сроки. А значит, районная администрация должна была провести открытый конкурс по выбору управляющей компании.