В период действия запрета на массовые мероприятия собственники одного из домов Воронежа провели очное ОСС. Теперь ГЖИ планирует привлечь инициатора к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Разбираемся, может ли это нарушение привести к признанию решения ОСС недействительным.

Собственники провели очное ОСС в период действия ограничений на массовые мероприятия

Мы уже писали о ситуации, которая произошла в Воронеже. Собственники помещений одного из многоквартирных домов в августе провели очное общее собрание. Во дворе собрались сразу 238 владельцев помещений, которые обладали более чем 70% от всех голосов в доме. Протокол ОСС, согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, был передан в орган ГЖН.

Госжилинспекция планирует привлечь инициатора ОСС к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за нарушение запрета на массовые мероприятия в период действия ограничений из-за борьбы с пандемией коронавируса, в частности, за несоблюдение указов губернатора Воронежской области. Для физических лиц по этой статье предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа до 30 тысяч рублей.

Это не единичный случай в регионе. В июле текущего года суд назначил по этой же статье наказание в виде предупреждения одной из управляющих организаций Воронежа, которая инициировала ОСС в период действия запрета.

Мы же в свою очередь задались вопросом, является ли проведение очной части собрания в период, когда она запрещена, нарушением, которое приводит к недействительности решений ОСС? Читайте комментарии наших экспертов. А подробнее о ничтожности и недействительности решений ОСС узнайте по ссылке.

Сусана Киракосян: «Факт недействительности принятого в период самоизоляции решения ОСС ещё нужно доказать»

Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент, партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, уточняет: «Решение собрания, принятое в период самоизоляции, не является ничтожным. Факт его недействительности ещё надо доказать в суде. И для этого недостаточно ссылки на нарушение региональных норм о самоизоляции и запрете массовых собраний.

Наказать предупреждением или штрафом можно инициатора собрания по ст. 20.6.1 КоАП РФ, который вопреки запретам провел массовое общее собрание собственников. Но на юридической силе принятого собственниками решения это никак не отразится. Волеизъявление собственников обладает абсолютным “иммунитетом”.

Разумеется, перспективы оспаривания решения собрания зависят от судебного усмотрения, которое может быть неправосудным. А потому можно использовать п. 2 ст. 181.4 ГК РФ и исцелить спорное решение новым решением собрания. А если решение собрания уже исполнено: заключён договор, установлено какое-либо оборудование, суд не станет отменять такое решение».

Елена Шерешовец: «Ответственность за массовое мероприятие в период пандемии нужно отделить от самого собрания»

Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», член Экспертного совета Комитета Государственной думы, помощник депутата, внештатный преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ, автор книг и публикаций, практикующий юрист Елена Шерешовец указывает на важную деталь: «Административная ответственность за массовое мероприятие в период пандемии однозначно есть, но её нужно отделить от самого собрания. Ведь решение людей не стало от этого, например, непродуманным. Если решение было принято, оно вполне законно».

Александр Ушаков: «Очная часть ОСС в период пандемии не нарушение, приводящее к недействительности решений ОСС»

Развёрнутый комментарий по проблеме дал также юрист Союза адвокатов МКА «Арбат» Александр Ушаков:

«Согласно ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство, в т.ч. в части принятия решений в отношении общего имущества, регулируется ЖК РФ, который принят Федеральным законом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ с учётом дополнений и изменений, и иными федеральными законами.

Согласно ст. 44.1 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством трёх форм:

  • очного голосования, т.е. совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
  • заочного голосования, т.е. опросным путём или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 ЖК РФ;
  • очно-заочного голосования.

Следовательно, очная и очно-заочная формы проведения ОСС прямо предусмотрены Федеральным законом и их соблюдение необходимо для легитимности и законности ОСС.

Ограничения в период пандемии вводятся Указами президента, постановлениями Правительства РФ, а также актами субъектов России, при этом последние распространяют своё действие на всех граждан, но не регулируют и не могут противоречить нормам федерального законодательства.

Результат ОСС согласно ст. 181.4 ГК РФ может быть оспорен в случаях, если:

  • допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
  • у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
  • допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении.

Основаниями для признания результатов ОСС недействительными в силу ничтожности, в соответствии со ст. 181.5 ГК РФ являются: принятие решений по вопросам, не включённым в повестку дня, отсутствие кворума, принятие решения по вопросу вне компетенции ОСС, противоречия основам правопорядка или нравственности. Иные основания законом не предусмотрены.

Таким образом, проведение очной части ОСС даже в период ограничений из-за пандемии не будет являться нарушением, приводящим к недействительности решений ОСС. Однако в отношении инициатора и участников ОСС с очной частью могут быть применены меры административной ответственности в соответствии с законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях за организацию мероприятий в период пандемии и за нарушение установленного режима самоизоляции».

На заметку

Итак, как указали опрошенные эксперты, проведённое в период действия ограничений на массовые мероприятия очное ОСС, не считается нарушением, приводящим к признанию решения собрания недействительным. А вот инициатора такого собрания есть все основания наказать по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Напомним также, что сейчас есть возможность организовать собрание безопасно для здоровья людей: провести онлайн-ОСС. Если весной ГЖИ отказывались вносить изменения в реестр лицензий, а суды запрещали проводить заочную часть ОСС без проведения очной, где не собрался кворум, то с онлайн-собраниями такой проблемы не будет.

Они отличаются от классического заочного ОСС:

  • решения собственников могут быть на бумажном носителе и в электронной форме, если собственник проголосовал онлайн с использованием информационной системы (ч. 6 ст. 47.1 ЖК РФ);
  • итоги голосования размещаются в информационной системе в течение часа с момента его окончания, а решения собрания формируются автоматически в форме протокола (ч. 11 ст. 47.1 ЖК РФ).

На собрании с использованием информационной системы можно решать все вопросы, отнесённые к компетенции ОСС, в порядке и в сроки, утверждённые ст. ст. 44–48 ЖК РФ.