УО обязаны следить, чтобы в местах общего пользования собственники не устраивали склады мебели и личного имущества. Это нарушение законодательства, в том числе противопожарного. Рассказываем, кто ответит за ущерб, причинённый пожаром, если оставленные в общих помещениях жителями дома вещи загорятся.

Хранение личных вещей в местах общего пользования МКД – нарушение законодательства

Собственники и наниматели жилья в многоквартирных домах должны поддерживать общее имущество в надлежащем состоянии (ч. 4 ст. 30, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). В том числе – не допускать бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и интересы соседей, правила пользования помещениями в доме.

К нарушениям этих требований относится захламление общих мест в доме мебелью, строительными материалами, коробками и другими личными вещами. Такое поведение жителей МКД является нарушением норм ЖК РФ, Правил № 491, правил противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.

1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 с новыми правилами противопожарного режима. В п.п. 16, 27 ПП РФ № 1479 прописан запрет на хранение любых личных вещей, в том числе мебели на цокольных, технических и подвальных этажах, чердаках, под лестничными маршами, на общих балконах.

В п. 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10 указано, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается их захламление, загрязнение и затопление, а также совершение таких действий в отношении лестничных пролётов и клеток, чердачных помещений.

За несоблюдение правил противопожарного режима надзорные органы и суды наказывают УО и собственников

В силуч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут не только собственники, но и управляющие домами организации и их должностные лица. Такие же нормы прописаны в жилищном законодательстве: УО по договору управления обязана обеспечить безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества (ч. ч. 1, 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. п. 11, 42 ПП РФ № 491).

Часто при проверках органом надзора – жилищного, пожарного и потребительского – к административной ответственности за захламление общих помещений в доме привлекают не тех, кто вынес на лестничную клетку или в общий коридор свои вещи или мусор, а управляющую организацию или ТСЖ. Такие примеры есть в судебной практике:

Например, в последнем деле Госпожнадзор выдал предписание об устранении нарушений противопожарного режима управляющей организации из Оренбурга. В шести домах под её управлением собственники устроили кладовки и подсобные помещения в местах общего пользования. УО апеллировала к тому, что устройство кладовок утверждено на ОСС.

Но суды трёх инстанций встали на сторону надзорного ведомства. УО знала об устройстве кладовых, которые размещены в тамбурах МКД, на путях эвакуации, но не препятствовала этому нарушению требований пожарной безопасности.

Недавно мы писали про ответственность собственника помещения за действия нанятых им рабочих, в том числе за нарушение противопожарных правил. Они сложили строительный мусор под окнами МКД, мусор загорелся, и огонь повредил квартиру соседей. ВС РФ для себя классифицировал этот мусор, как строительный. Владельцем его являются собственники-ответчики. А загорелся он по вине рабочих, которых они наняли.

То есть в зависимости от обстоятельств можно возложить ответственность за пожар в доме на управляющую организацию или на собственника помещения, а также на третьих лиц.

УО отвечает за последствия захламления мест общего пользования, в том числе возникшего из-за этого пожара

Рассмотрим новое судебное дело, в котором суды решали, кто несёт ответственность за пожар, случившийся в МКД Саранска. Загорелась мебель, на три недели оставленная одним из жителей дома на общем балконе, где обычно курили соседи. Огонь повредил ближайшую к очагу возгорания квартиру, собственница которой не раз просила соседей убрать мебель, а УО – потребовать от них соблюдать правила проживания в МКД.

Владелица квартиры, которую задел пожар, обратилась к хозяйке мебели с требованием оплатить ущерб в 50 тысяч рублей, а также экспертизу в 10 тысяч рублей, покупку лекарств для лечения после пожара и врача-психолога. Соседи на претензию не отреагировали, не считая себя виновными в случившемся. Пострадавшая собственница обратилась в суд с иском не только к ним, но и к УО, которая ничего не сделала, чтобы пресечь нарушение противопожарных правил в доме.

УО в суде ответила, что её вины в случившемся нет, это ответственность человека, который складировал мебель на общем балконе, а также лица, которое подожгло эту мебель. Собственница загоревшегося дивана также вину не признала: на балконе были не только её вещи, но и других жителей дома.

Первая инстанция посчитала, что целиком и полностью в пожаре виновата управляющая домом организация (решение Октябрьского районного суда Саранска от 07.10.2020 по делу № 2-687/2020). Она в силу закона обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества.

Судья решил взыскать с компании стоимость причинённого квартире ущерба, а также затраты истца на уборку и озонирование помещений, покупку новых жалюзи и экспертизу – почти 70 тысяч рублей. Моральный вред с УО взыскивать не стали: собственница таких требований не заявляла. Также ей отказали в оплате лекарств и врача-психолога. Суд посчитал недоказанной связь между этими расходами и пожаром. С собственницы загоревшегося дивана ничего не взыскали.

Если доказана вина жителя дома, то он и УО несут соразмерную ответственность за пожар в общем помещении

Апелляционный и кассационный суды с таким решением не согласились. Верховный суд Мордовии в определении от 24.12.2020 по делу № 33-2015/2020 разделил ущерб между управляющей организацией и жительницей дома, которая оставила мебель на балконе.

Он посчитал, что вина женщины подтверждается протоколом об административном правонарушении, составленным органом Госпожнадзором. Хозяйка мебели нарушила пп. пп. «ж», «к» п. 23 Правил противопожарного режима № 390 (действовали на момент случившегося – прим. ред.). Ответчица была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности и получила штраф в две тысячи рублей.

Таким образом, УО не обеспечила меры пожарной безопасности, а собственница мебели их нарушила. По смыслу ст. 1064 ГК РФ, если несколько лиц действовали независимо друг от друга их действия или бездействие привели к причинению вреда, по общему правилу они несут долевую ответственность.

Суд распределил утверждённую первой инстанцией сумму ущерба между ответчиками поровну. Первый кассационный суд общей юрисдикции в определении от 16.06.2021 по делу  № 88-14002/2021 с таким подходом согласился.

На заметку

Управляющие организации в силу закона отвечают за последствия ненадлежащего содержания общего имущества в доме, в том числе если нарушения совершили собственники, а компания не успела отреагировать.

Бороться с захламлением мест общего пользования сложно, но необходимо. Иначе сложенное в подъезде или на балконе имущество жителей МКД может стать причиной пожара или препятствием на путях эвакуации из дома. В борьбе с вещами собственников, размещёнными вне квартир, мы советуем:

  • Регулярно проводить осмотры общего имущества МКД и реагировать на жалобы жителей.
  • Фиксировать факты размещения личных вещей в общих помещениях дома в актах осмотра, с помощью фото- и видеосъёмки.
  • Вручать нарушителям уведомления с требованием убрать вещи из общих помещений. Если владельца хлама определить невозможно, размещать объявления об этом в подъездах. Используйте для этого наши шаблоны «Не оставляйте личные вещи» и «Уберите вещи из подвала», скопировав текст или забрав его себе через функцию «Файл» – «Создать копию».
  • При неисполнении требований УО – составлять акты повторных осмотров, обращаться в надзорные органы и в суд.

Управляющим организациям и ТСЖ следует разъяснять жителям, почему нельзя держать вещи в общих коридорах и тамбурах, чем опасно их захламление и как будут наказаны нарушители.