Продолжаем обзор судебной практики о спорах управляющих организаций и органов ГЖН по вопросам дезинфекции мест общего пользования в связи с распространением коронавируса. Читайте, какие материалы, собранные надзорным органом, доказывают факт невыполнения УО работ по дезинфекции дома.

Органы ГЖН в период пандемии коронавируса проводят рейды с проверками качества дезинфекции МКД

Орган Госжилнадзора в рамках рейдовых осмотров проверил один из многоквартирных домов Архангельска. Ведомство собрало доказательства того, что управляющая домом организация не проводит с установленной периодичностью дезинфекцию мест общего пользования для борьбы с распространением коронавируса.

Инспектор госжилнадзора установил, что по состоянию на день проверки в МКД компания не соблюдала утверждённую губернатором региона периодичность мероприятий по дезинфекции общего имущества: не менее чем один раз в три дня. Если в доме появлялся заболевший, то УО была обязана проводить дезинфекцию в тот же день. При этом компания была должна размещать графики обработки мест общего пользования в подъездах.

Проверяющий от органа ГЖН зафиксировал, что согласно графику в одном месяце УО провела такие работы только пять раз, а график на текущий месяц в подъездах МКД отсутствовал. Все эти факты инспектор отметил в акте, а также сделал фотографии.

На основании этих материалов УО была привлечена к административной ответственности и оштрафована по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ на 80 тысяч рублей. Компания не согласилась с этим и попыталась оспорить протокол органа ГЖН и штраф. Дело дошло до Верховного суда РФ (постановление от 21.11.2021 № 1-АД21-5-КЗ).

Суды принимают акты осмотров и фотоматериалы как доказательства нарушений требований к дезинфекции МКД

Суд первой инстанции признал УО виновной в нарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, сославшись на то, что на территории Архангельской области действовал Указ губернатора от 17.03.2020 № 28-у. Документ ввёл режим повышенной готовности и меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-2019). Согласно п. 35 указа, на управляющие организации и ТСЖ была возложена обязанность:

  • по регулярной дезинфекции мест общего пользования – не менее чем один раз в три дня;
  • в случае заражения коронавирусом кого-то из жителей МКД – провести дезинфекцию в день поступления такой информации;
  • обеспечить размещение на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества.

Судья отметил, что в акте проверки, а также на фотографиях есть доказательства, что УО не соблюдала требования указа: нарушала сроки дезинфекции, не размещала графики работ в текущем месяце на стендах. Поэтому суд первой инстанции квалифицировал бездействие компании по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

УО обратилась в апелляционный суд, предоставив доказательства своей невиновности во вменяемом правонарушении:

  • наряды на выполнение работ по дезинфекции мест общего пользования за спорные периоды;
  • акты, подтверждающие закупку дезинфицирующих средств и проведение дезинфекции;
  • графики работ с отметками установленной периодичности;
  • договор на оказание услуг по санитарному содержанию жилфонда и придомовых территорий.

Но апелляционный суд не посчитал эти документы основанием для отмены штрафа, поскольку УО представила их в только во второй инстанции. При составлении протокола об административном правонарушении и при первом рассмотрении в деле их не было.

При этом документы УО не опровергают собранные при проверке МКД доказательства, в том числе акт обследования мест общего пользования и фотоматериалы. Кассационный суд, куда обратилась управляющая организация, поддержала выводы коллег и оставил штраф в силе.

Доказательства УО о проведении дезинфекции не опровергают факты органа ГЖН о нарушениях

Верховный суд России рассмотрел сразу несколько важных аспектов конфликта, которые могут быть интересны управляющим домами и ТСЖ.

Обязанность проводить дезинфекцию. В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане обязаны выполнять установленные в соответствии с данным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно п. «а.2» ст. 10 № 68-ФЗ, кабмин устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.

С учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта во исполнение правил поведения, установленных в № 68-ФЗ, могут устанавливаться дополнительные обязательные для граждан и организаций правила поведения (п. п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 № 68-ФЗ).

Указом губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у на территории региона введены ограничительные мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п. 35 указа, управляющие организации обязаны проводить один раз в три дня дезинфекцию мест общего пользования и размещать в подъездах МКД графики таких работ.

Доказательства отсутствия работ по дезинфекции. Верховный суд РФ отметил, что представленные управляющей организацией доказательства её невиновности появились только при повторном рассмотрении дела. При этом они не опровергают документы, которые легли в основу дела об административном правонарушении: акт осмотра мест общего пользования и фотоматериалы.

Вывод о невыполнении УО правил поведения при введении режима повышенной готовности в регионе сделан должностным лицом по результатам визуального осмотра помещений МКД и графиков проведения таких мероприятий. Зафиксированные в акте рейдового осмотра результаты основаны на установленных в ходе данного мероприятия фактических данных.

Правомерность рейдового осмотра. Как отметил ВС РФ, рейдовый осмотр является самостоятельным контрольным мероприятием. Он не требует взаимодействия контролирующего органа с юридическим лицом, в отношении которого проверяется соблюдение обязательных требований законодательства.

Рейдовый осмотр помещений общего пользования многоквартирного дома, по результатам которого выявлены нарушения, не относится к проверкам, порядок проведения которых регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Верховный суд России отклонил жалобу управляющей организации и оставил в силе решения предыдущих инстанций.

На заметку

Судебная практика по вопросам обязанности управляющих организаций и ТСЖ проводить дезинфекцию мест общего пользования разнообразна. Например:

  • В конце 2020 года мы писали о судебном деле, в котором управляющая организация пыталась оспорить требование органа надзора провести дезинфекцию мест общего пользования в доме силами специализированной организации.

Суды встали на сторону Роспотребнадзора, посчитав, что раз в МКД были выявлены случаи заражения коронавирусной инфекцией, то УО обязана провести указанные в предписании мероприятия. Причём не сама, а с привлечением компании с лицензией на дезинфекцию.

  • В деле № А59-2776/2020 Роспотребнадзор не смог доказать, что УО обязана проводить дополнительную дезинфекцию в домах, где не выявлено очагов заражения коронавирусной инфекцией.

Именно этот факт – отсутствие у судов данных о том, что в МКД есть заболевшие – стал решающим для вынесения положительного решения по иску управляющей организации. При этом кассационная инстанция обратила внимание участников спора на то, что надзорные органы не вправе требовать от УО выполнения таких действий при отсутствии решения ОСС на привлечение к дезинфекции специализированной организации и финансирование подобных работ.

В регионах до сих пор действуют местные акты с требованиями к дополнительной дезинфекции мест общего пользования в МКД из-за продолжающейся пандемии коронавируса. Управляющим домами организациям следует знать их содержание и выполнять эти требования. В ином случае надзорные органы могут привлечь УО к административной ответственности.