В Правилах № 354 подробно описано, как и в каких случаях исполнитель услуг обязан провести перерасчёт платы за некачественные КУ. Разбираемся, что делать управляющей организации, если от жителя дома поступило заявление о нарушениях качества работ по содержанию общего имущества.

Правила перерасчёта платы за некачественные жилищные услуги отсылают к разделу X Правил № 354

Порядок установления факта некачественного предоставления услуг прописан в Правилах № 354 и Правилах № 491. Если собственник помещения в МКД обнаружил такой факт в отношении коммунальных услуг или услуг по содержанию общего имущества, то должен уведомить об этом АДС управляющей организации. Сделать это можно в письменной или устной форме.

При этом заявитель должен сообщить сотруднику АДС:

  • свои фамилию, имя и отчество;
  • точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества ЖКУ;
  • вид такой услуги.

Как прописано в разд. X Правил № 354, к которым отсылают Правила № 491, диспетчер должен зарегистрировать заявку в журнале и согласовать с заявителем дату и время проведения проверки факта нарушения.

Факт некачественной услуги должен быть подтверждён актом

Согласно п. 15 Правил изменения платы № 491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в соответствующем акте – именно он является основанием для уменьшения размера платы собственников за содержание жилого помещения.

Нормы Правил № 491 в части определения порядка составления акта носят отсылочный характер – надлежит руководствоваться разд. X Правил № 354 (п. 16 Правил изменения платы № 491).

При обнаружении факта предоставления услуг по содержанию общего имущества ненадлежащего качества собственник должен уведомить об этом АДС управляющей организации в письменной или устной форме. С заявителем должны согласовать дату и время проведения проверки такого факта.

Если в ходе проверки установлен факт нарушения качества, то в акте проверки указываются:

  • дата и время проведения осмотра;
  • выявленные нарушения;
  • использованные в ходе проверки методы и, или инструменты;
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества предоставления ЖКУ.

Если проверка не подтвердила факт, на который указывал заявитель, то в акте указывается об отсутствии нарушения качества услуг по содержанию общего имущества.

Документ составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке. Они должны подписать акт и один экземпляр передать потребителю. Второй экземпляр остается у исполнителя, остальные – у заинтересованных лиц, участвующих в проверке. При уклонении кого-либо из участников от подписания акта его заверяют остальные члены комиссии и не менее чем два незаинтересованных лица.

Собственники вправе составить акт в отсутствие УО, если АДС не отвечает или компания не провела проверку

Добросовестным собственникам законом предоставлена возможность составить акт об оказании ЖКУ ненадлежащего качества самостоятельно после истечения установленного срока ожидания.

В соответствии с п. 110(1) Правил № 354, если УО по заявлению собственника не провела проверку в срок, установленный в п. 108 Правил № 354, заявитель вправе составить акт проверки качества услуг в отсутствие представителя компании.

В таком случае указанный акт подписывают не менее чем два собственника и председатель Совета МКД, если в нём не созданы товарищество или кооператив. Если в доме есть ТСЖ или ЖК, ЖСК, то документ подписывает его председатель.

При наличии акта о некачественной услуге УО обязана по заявлению жителя сделать перерасчёт платы за содержание

Если проверка показала, что в доме действительно есть нарушение качества услуг по содержанию общего имущества, собственник вправе потребовать перерасчёт платы за соответствующую услугу, в том числе в судебном порядке. Указанное требование может быть заявлено в письменном виде в течение шести месяцев после соответствующего нарушения (п. п. 7, 8 Правил изменения платы № 491).

УО обязана зарегистрировать такое заявление и в течение двух рабочих дней с даты получения направить отправителю извещение о регистрационных данных письма, а затем – об удовлетворении требования или об отказе в перерасчёте с указанием причин (п. 9 Правил изменения платы № 491). При личном обращении собственника или нанимателя в УО на его экземпляре делается отметка о дате приёма документа и регистрационном номере.

УО, кооператив или ТСЖ при наличии подтверждённого актом случая некачественного предоставления услуг и заявления обязаны сделать перерасчёт согласно в п. п. 10-13 Правил изменения платы № 491.

В соответствии с п. 10 этого НПА, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.

расчёт для жилого помещения делается по формуле:

Необоснованный отказ собственнику в перерасчёте – основание для истребования с УО штрафа

Управляющие домами должны помнить несколько важных правил, которые могут повернуть ситуацию с нарушением качества услуг по содержанию общего имущества не в их пользу:

  1. Непринятие АДС заявления о нарушении или непроведение проверки дают собственникам основание для составления акта в отсутствие представителя УО, ТСЖ или кооператива. И подписанный в установленном порядке акт станет основанием для перерасчёта.
  2. Если акт составлен и собственник требует перерасчёт, УО должна его сделать либо обоснованно отказать в нём. В случае отказа и перемещения спора в суд УО, проиграв дело, оплатит также штраф в 50% от суммы перерасчёта (ч. 6 ст. 13 № 2300-1).

Также УО для защиты своих интересов следует учитывать п. 14 Правил изменения платы № 491:

«Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы».

Если УО не согласна с требованиями о перерасчёте, то ей необходимо дать заявителю ответ на претензию с обоснованием отказа. В случае обращения собственников в суд с иском можно сослаться на потребительский экстремизм со стороны владельцев помещений.