У любой УО есть бюджет, который нужно правильно спланировать: учесть, сколько средств необходимо потратить и сколько – получить. У ТСЖ и кооперативов для этого разрабатывается и утверждается смета доходов и расходов. Наш эксперт Алексей Барейша рассказал о важных составляющих таких смет. Узнайте подробности.

Следуйте инструкции и советам эксперта

Ведущий инженер РосКвартала Алексей Барейша в первом видеоролике онлайн-журнала «ProПлан» остановился на основных правилах и сложностях составления сметы доходов и расходов ТСЖ/кооператива:

Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️

Включите в раздел «Доходы» взносы собственников, их пени и плату за аренду общего имущества

Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).

Смета доходов и расходов составляется на год. Эксперт советует брать в основу календарный год: так удобнее привязать получившиеся суммы к годовой отчётности. Форма или шаблон сметы на законодательном уровне не утверждены: разработать документ придётся самим.

В раздел «Доходы» обязательно нужно включить:

  • взносы собственников за содержание жилого помещения;
  • пени, штрафы в адрес ТСЖ/кооператива жителями дома или третьими лицами (если есть);
  • стоимость рекламы, аренды общего имущества;
  • взносы собственников на шлагбаум, охрану, консьержа и другие дополнительные статьи.

Какие ещё статьи доходов необходимо включить в смету, узнайте из видеоролика.

Внесите в «Расходы» затраты на выполнение минимального перечня работ и услуг, на управление и свои штрафы

Чтобы сформировать раздел «Расходы», сначала нужно на основании минимального перечня, утверждённого ПП РФ № 290, составить план работ и услуг. Затем основные статьи расходов за содержание, управление и текущий ремонт вносятся в смету в более сжатом виде.

Эксперт отмечает, что, если у ТСЖ/кооператива заключён договор с обслуживающей организацией, выполняющей все основные работы и услуги, то можно запросить у неё информацию по статьям расходов и стоимости услуг/работ и по таким данным заполнить этот раздел сметы. То есть первыми пунктами в «Расходах» учитываются все затраты на содержание жилого помещения. Затем в смету вносятся:

  • налоги и штрафы, которые уже само ТСЖ должно заплатить;
  • стоимость жилищных услуг по поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества;
  • управленческие расходы: бензин, канцелярия, работа с персоналом, заработная плата, услуги банка и другое.

Используйте разработанный экспертом шаблон сметы доходов и расходов

После того, как все доходы и расходы учтены, подсчитываются их итоговые суммы. В большинстве случаев, как отметил Алексей Барейша, они одинаковые: например, средства остались с прошлого года, и в новом году ТСЖ/кооператив может потратить чуть больше, чем заработает.  В работе со сметами доходов и расходов у ТСЖ/кооператива могут возникнуть различные сложности:

  • составить правильно саму таблицу;
  • утвердить на ревизионной комиссии и/или общем собрании членов;
  • обосновать затраты экономически.

Эксперты Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» и РосКвартала на регулярной основе дают разъяснения вопросов управления МКД, содержания и ремонта общего имущества собственников в онлайн-журналах. Подписывайтесь на канал Ассоциации «Р1» в YouTube и следите за обновлениями.

Уважаемые коллеги, с 2023 года редакция РосКвартала не высылает шаблон сметы: он был актуален а в 2021 году, когда вышло видео эксперта. Актуальные материалы вы найдёте в статье «Как ТСЖ избежать ошибок при составлении сметы доходов и расходов».