«Мусорная» реформа продолжает вызывать вопросы у организаций ЖКХ. В связи с этим Минстрой РФ опубликовал письмо, в котором объяснил, как рассчитывать размер уменьшения платы за содержание жилого помещения после начала взимания платы за коммунальную услугу по обращению ТКО.

Плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами

Плата за обращение с ТКО ходит в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Обязанность вносить плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами наступает, если

  • между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО заключено соглашение,
  • в субъекте утверждён единый тариф на услугу по обращению с ТКО.

Эта обязанность не может наступить позднее 1 января 2019 года (ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ).

Уменьшение размера платы за содержание жилого помещения

Когда плата за услугу по обращению с ТКО включается в состав платы за коммунальные услуги, она исключается из платы за содержание жилого помещения (ч. 8.1 ст. 23 № 458-ФЗ). Происходит это с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать регоператор.

Если региональный оператор начал оказывать услугу по обращению с ТКО с 1 января 2019 года, размер платы за содержание жилого помещения уменьшится с этой же даты. Изменение размера платы нужно отразить в платёжных документах за январь 2019 года.

Размер платы за содержание жилого помещения уменьшается, но для утверждения этого не нужно решение общего собрания собственников помещений в МКД.

Управляющей организации или ТСЖ, в зависимости от способа управления в доме, нужно отсчитать 10 дней до дня начала оказания услуг по обращению с ТКО и не позднее этого срока уведомить собственников помещений об изменении размера платы за содержание жилого помещения. Нужно быть готовыми по требованию собственников предоставить подтверждающие документы, в т.ч., обосновывающие расчёт размера платы.

Как обосновать размера уменьшения платы за содержание жилого помещения? Минстрой РФ говорит, что это могут быть

  • соответствующее решение ОСС;
  • решение органов управления ТСЖ, ЖК.

В некоторых случаях уменьшение размера платы за содержание жилого помещения происходит по решению органа местного самоуправления. Речь идёт о размере платы для жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам соцнайма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

Расчёт размера уменьшения платы за содержание жилого помещения

Минстрой РФ рекомендует рассчитывать размер уменьшения на основе фактических данных о расходах управляющей организации или ТСЖ на услуги по обращению с ТКО по каждому дому в 2018 году. Это касается случая, когда в решении об установлении размера платы за содержание жилого помещения нет данных о её размере в составе расходов на услуги ТКО.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на услуги ТКО. Для этого рассчитывается фактическое среднее значение таких расходов на территории муниципального образования на 1 м2 общей площади помещения в МКД.

За основу берётся информация организаций, вывозящих ТКО, о фактической стоимости услуг по вывозу ТКО за 2018 год или данные о фактических расходах на услуги по вывозу ТКО в 2018 году управляющих организаций или ТСЖ.

Что учесть при расчёте размера уменьшения платы за содержание жилого помещения

При расчете размера уменьшения платы за содержание жилого помещения Минстрой РФ рекомендует учитывать следующие варианты развития событий:

1. Услуги по вывозу ТКО лицу, управляющему многоквартирными домами, оказывают несколько организаций.

Расчёт производится раздельно в отношении всех многоквартирных домов, обслуживаемых по каждому договору на оказание услуг по вывозу ТКО. При этом учитывается общая площадь всех помещений.

2. Площадь помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением лица, в отношении которого производится расчёт, изменялась в течение года.

Для расчёта нужно знать среднее арифметическое значение площади, указанной на момент отчёта управляющей организации или ТСЖ, за 2017 год и площадь по состоянию на дату начала предоставления услуги ТКО региональным оператором.

3. Срок включения первого дома в реестр лицензий УО или срок начала управления домом ТСЖ – менее 12 месяцев.

Среднее значение размеров расходов на услуги ТКО рассчитывается по количеству полных календарных месяцев фактического осуществления деятельности по управлению домом.