С 1 января 2019 года в большинстве регионов РФ стартовала «мусорная реформа». Но споры о том, какой мусор регоператор должен вывозить в рамках установленных тарифов на обращения с ТКО, не утихают. Рассказываем о позиции одного из УФАС по  вопросам вывоза и размещения на полигонах отходов от текущего ремонта.

УО пожаловалась на завышенные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигонах

Одна из управляющих организаций обратилась в УФАС по Республике Коми с жалобой на неправомерные действия предприятия, которое согласно лицензии размещало и утилизровало отходы на городских полигонах.

Управляющая организация до 2019 года по полученным лицензиям не только управляла несколькими сотнями многоквартирных домов, но и являлась перевозчиком ТКО от жилого фонда к месту их захоронения/утилизации. На эти услуги были заключены договоры с другими УО города. Вывозимые ТКО размещались по установленному в регионе тарифу на городском полигоне в рамках договора между УО и специализированным предприятием.

Строительный мусор, в том числе образовавшийся после текущего ремонта жилого фонда, предприятие принимало от УО и размещало на полигоне строительного мусора за отдельную плату. Стоимость данной услуги в 2018 году превышала тариф по захоронению ТКО на городском полигоне на 177%.

Управляющая организация дисциплинированно оплачивала выставленные за услуги предприятия счета. Одновременно она обратилась в УФАС с просьбой проверить, не нарушает ли компания, оказывающая услуги по размещению отходов и их утилизации, антимонопольное законодательство.

УО посчитала, что предприятие, занимая доминирующее положение на рынке размещения и утилизации отходов на единственном доступном полигоне строительного мусора, пользуется данным преимуществом и устанавливает непомерно высокие цены.

Управление ФАС по Республике Коми по жалобе управляющей организации открыло дело № А 06-05/18, итогом рассмотрения которого стало решение № 02-01/1306, в котором ведомство ответило на следующие, актуальные в рамках «мусорной реформы», вопросы:

  1. Какой мусор относится к ТКО?
  2. Является ли строительный мусор от текущего ремонта ТКО?
  3. Кто устанавливает тариф на услуги по вывозу, размещению и утилизации отходов от текущего ремонта МКД?

Рассмотрим подробнее позицию и доводы Управления по каждому вопросу.

К ТКО относятся разные группы отходов из Федерального каталога Росприроднадзора

Как указало УФАС в решении № 02-01/1306, твёрдые бытовые, или твёрдые коммунальные, отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе:

  • при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений;
  • при содержании придомовых территорий и мест общего пользования,
  • при содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц,
  • устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода (ГОСТ Р 53692-2009, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст).

Согласно п. 2 ПП РФ № 1156, к твёрдым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы: мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое) – размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 15.03.2018 № 09-15/996, к ТКО могут относиться любые виды отходов, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено (например, отработанные ртутные лампы).

При этом важно отметить два замечания, сделанные в письме:

  1. К ТКО могут относиться отходы, входящие в разные блоки Федерального классификационного каталога отходов № 242, не только из блока «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0).
  2. Отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО.

Отходы от текущего ремонта жилфонда входят в состав ТКО

В решении № 02-01/1306 также проанализирован вопрос о том, относятся ли отходы, образовавшиеся после текущего ремонта МКД, к твёрдым коммунальным отходам.

Предупредительный (текущий) ремонт, согласно п. 3.8 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 14.08.2013 № 298, отходы потребления – это подлежащие обезвреживанию, утилизации или удалению остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров.

Поскольку отходы от текущего ремонта жилфонда являются остатками сырья и материалов, образовавшихся в результате потребления в жилых помещениях, то они отвечают признакам ТКО и включаются в их состав.

Отходами от текущего ремонта МКД признаются такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ. Они включены в состав ТКО, цены на вывоз, размещение и утилизацию которых регулируются государством.

Регулированию подлежат следующие виды тарифов в области обращения с ТКО:

  • единый – на услугу регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • на обработку ТКО;
  • на обезвреживание ТКО;
  • на захоронение ТКО.

Обращение с отходами от текущего ремонта производится по регулируемым тарифам в сфере ТКО

Проанализировав нормативно-правовые акты РФ, Управление ФАС по Республике Коми пришло к выводу, что предприятие, принимая на полигон строительного мусора отходы от текущего ремонта по завышенным ценам, нарушило порядок ценообразования и требования п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.

Организация, получившая лицензию на утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности, было обязано принимать на полигон мусор от текущего ремонта МКД по тарифам, утверждённым в регионе на захоронение ТКО.

Специализированное предприятие, устанавливая собственные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигоне, злоупотребило своим доминирующим положением хозяйствующего субъекта. Оно нарушило установленный порядок ценообразования, что привело к ущемлению интересов потребителей в сфере предпринимательской деятельности.

Взять на заметку

Для управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирных домах, заключивших договоры с регоператором по обращению с ТКО, решение УФАС по Республике Коми от 27.02.2019 № 02-01/1306 интересно следующими выводами:

  1. Некоторые виды строительного мусора относятся к ТКО, и плата за их вывоз, размещение и утилизацию регулируется тарифами, установленными в регионе.
  2. Отходы от текущего ремонта в многоквартирных домах являются твёрдыми коммунальными отходами.
  3. К отходам от текущего ремонта относятся такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ.

Согласно выводам УФАС, регоператор по обращению с ТКО не имеет права взимать  дополнительную плату за вывоз и размещение таких отходов на полигонах: эти услуги уже заложены в региональном тарифе.

Решение № 02-01/1306 можно считать ещё одной попыткой разделить строительный мусор и отходы от текущего ремонта жилфонда, входящие в ТКО. Ранее об этом высказалось Минприроды РФ в рамках горячей линии о «мусорной реформе». Вопрос о принадлежности к ТКО разного вида строительных и ремонтных отходов остаётся открытым для обсуждения.