Вывоз различных видов ТКО периодически становится темой споров регоператоров с собственниками, УО и надзорными органами. Разобрали дело, в котором суды решали, обязан ли исполнитель услуг по обращению с отходами вывозить крупногабаритный мусор, если он расположен вне контейнерной площадки.

Мусор подпадает под определение крупногабаритных бытовых отходов

Согласно п. 2 Правил № 1156, крупногабаритные отходы – это твёрдые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Это мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений.

В июне 2021 года орган ГЖН Нижегородской области при осмотре контейнерных площадок отметил, что с одной из них более трёх суток не вывозились крупногабаритные отходы (КГО): старая бочка, диван, сломанные ящики, сухие ветки. И регоператор не вывозил их, что привело к захламлению прилегающих территорий.

Это нарушение требований п. 17 приложения № 1 к Правилам № 354. Ведомство зафиксировало результаты осмотров в акте и приложило фотографии площадки. Госжилинспекция составила в отношении регионального оператора протокол об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ и постановила, что компания обязана выплатить штраф в 5 тысяч рублей.

Регоператор по обращению с ТКО посчитал, что ничего не нарушил, и обратился в суд с иском. Обнаруженные ветки деревьев и крупногабаритный мусор не относятся к твёрдым коммунальным отходам и на момент проверки располагались вне контейнерной площадки, на территории, не предназначенной для складирования КГО. Компания требовала, чтобы суд признал документы ГЖИ незаконными и отменил штраф (дело № А43-21349/2021).

КГО размещены в контейнерах, бункерах или на специально оборудованных площадках

Суд первой инстанции отметил, что в соответствии с п. 9 Правил № 1156, потребители должны складировать ТКО в местах их накопления, определённых договором и в соответствии со схемой обращения с отходами.

Пунктом 11 Правил № 1156 установлено, что в местах накопления ТКО потребители могут оставлять крупногабаритные отходы в бункерах или на специальных площадках. Согласно п. 12 Правил № 1156, вывозит КГО региональный оператор, в том числе по заявкам потребителей. Места расположения площадок для такого мусора определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре.

Суд сделал вывод, что регоператоры обязаны вывозить ТКО, в том числе крупногабаритные, из специально отведённых мест: контейнерных площадок и площадок для складирования КГО.

Бремя содержания контейнерных площадок на территориях, не входящих в состав общего имущества МКД, несут собственники земельного участка. Региональный оператор не обязан убирать мусор с территории вне площадки или рядом с ней.

В постановлении органа ГЖН, по мнению суда, регоператору вменяется невывоз КГО с территории площадки и земли рядом с ней, а не из специально оборудованных для складирования отходов мест. Поэтому судья решил, что вина компании не доказана и отменил решение органа Госжилнадзора.

Площадка для КГО внесена в договор и в реестр согласно региональной схеме обращения с отходами

Госжилинспекция обратилась в апелляционный суд с жалобой. Крупногабаритные отходы, по мнению ведомства, должен вывозить региональный оператор в рамках установленного единого тарифа. Ведомство не вменяло компании ненадлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории. Она наказана за невывоз скопившихся крупногабаритных отходов со специальной площадки для их складирования.

Апелляционный суд отметил, что согласно п. 11 Правил № 1156, складирование КГО допускается на специальных площадках, месторасположение которых определено в соответствии со схемами обращения с отходами и указано в договоре с регоператором.

Судья указал, что материалами дела подтверждено, что КГО в течение трёх суток находились на специально отведённой для их складирования площадке. Эта площадка внесена в региональный реестр мест для сбора крупногабаритных отходов.

Из-за того, что компания долгое время не вывозила крупные отходы с площадки, потребители складировали их за пределами огороженной территории, что привело к захламлению прилегающих к площадке участков. Это нарушение п. 17 приложения № 1 к Правилам № 354. В деле нет доказательств, что регоператор принял все зависящие от него меры, чтобы оказать услуги по обращению с ТКО надлежащего качества.

Суд признал правомерными действия органа ГЖН, отменил решение первой инстанции и признал законными привлечение компании к ответственности и назначение штрафа. Кассация подтвердила правильность выводов коллег и отклонила жалобу регионального оператора.

На заметку

Управляющие организации и ТСЖ отвечают за содержание контейнерной площадки на придомовой территории МКД, если она включена в состав общего имущества собственников. При этом регоператор обязан вывозить мусор согласно утверждённым графикам, схеме размещения контейнеров и убирать за собой мусор, выпавший при погрузке.

1 марта 2021 года вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21, в которых перечислены в том числе санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских территорий.

В них законодатели прописали и порядок вывоза КГО: по мере их накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°C и ниже. А при температуре плюс 5°C и выше – не реже одного раза в 7 суток. Подробно о новых требованиях вы узнаете из выпуска онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» с главой Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.