Правительство РФ 4 февраля выпустило постановление N 139, которое должно укрепить платёжную дисциплину потребителей энергоресурсов: газа, электричества и тепла.

О том, что придумали власти, чтобы оплата энергоресурсов происходила вовремя, расскажем сегодня. Эта статья будет полезна РСО и управляющим организациям. Первые узнают, что нужно сделать, чтобы вернуть долг. Вторые – что будет, если они откажутся платить.

Что сделать, чтобы должники платили

ПП РФ N 139 вносит изменения в правила поставки газа, доступа к услугам по передаче электроэнергии и организации теплоснабжения. Во всех этих отраслях есть поставщики коммунальных ресурсов и их потребители. Потребители бывают добросовестные, такие платят в срок, и недобросовестные – они тянут с оплатой и накапливают долги.

Как с такими бороться, рассказывает постановление Правительства РФ от 04.02.2017 N 139. Выход универсальный для потребителей газа, электричества и тепла – обязать их предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса.

Обеспечение исполнения обязательств – это банковская гарантия. Зачем она нужна и как это поможет потребителям оплатить энергоресурсы, мы расскажем дальше. Правила одинаковы для газа, тепла и электричества.

Обеспечение исполнения обязательств по оплате

Обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса потребитель должен предоставить поставщику газа, если его долг достиг или превысил двойной размер среднемесячной величины обязательств.

Долг должно подтверждать вступившее в силу решение суда или сам покупатель. Покупатель подтверждает своё согласие с долгом в письменном виде. Таким документом могут быть:

  • соглашение между поставщиком и покупателем;
  • акт сверки взаимных расчётов;
  • письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя.

Обязательно в документе нужно указать сумму задолженности.

Среднемесячная величина обязательств по оплате коммунального ресурса определяется по несложной формуле.

Как покупатель может узнать, что он обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса? Для этого поставщик отправляет ему уведомление. Причём таким образом, чтобы потом можно было подтвердить факт отправки и дату получения уведомления.

Уведомление нужно отправить не позднее шести месяцев с момента возникновения задолженности и отразить в нём:

  • сумму долга, расчёт этой суммы и среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате коммунального ресурса;
  • размер обеспечения исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса;
  • срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств (не больше 6 месяцев);
  • срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств (наступает через 60 дней после получения уведомления).

Нельзя, чтобы величина обеспечения исполнения обязательств превышала размер штрафа.

Что такое обеспечение исполнения обязательств по оплате?

Обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса – это банковская гарантия. Это значит, что банк гарантирует, что он оплатит долг потребителя коммунального ресурса, если тот не сделает это самостоятельно.

Если потребитель не хочет обращаться в банк, по согласованию с поставщиком коммунального ресурса он может заручиться государственной или муниципальной гарантией.

Потребителю не нужно брать банковскую гарантию, если он в течение 60 дней после получения уведомления оплатил долг.

Три дня поставщик коммунального ресурса проверяет предоставленную ему банковскую гарантию, а после отправляет покупателю уведомление о принятии или непринятии такой гарантии.

Чёрный список покупателей: как попасть и как выйти

Есть у поставщиков коммунальных ресурсов чёрный список покупателей. Попасть в него легко – достаточно не оплатить один раз счёт на поставку коммунального ресурса. Выйти из списка будет сложнее.

Чёрный список обновляется ежемесячно. Не позднее 5-го рабочего дня месяца поставщики ресурсов направляют в электронном виде высшему должностному лицу субъекта РФ предложения о включении в список новых должников. В предложении они указывают:

  • полное и сокращенное название юрлица, адрес, ИНН, код причины постановки ЮЛ на учёт в налоговом органе;
  • ФИО ИП, его ИНН;
  • дата получения покупателем уведомления.

Если покупатель оплачивает долг, то поставщик не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, когда покупатель оплатил долг, вносит предложение исключить такого покупателя из чёрного списка.

Дальше решение принимает высшее должностное лицо субъекта РФ. Для этого ему отводится 5 рабочих дней, отсчёт начинается со дня получения предложений от поставщиков коммунальных ресурсов.

Если чёрный список не помогает

Если покупатель в установленные сроки не предоставляет поставщику банковскую гарантию, тот имеет право обратиться в федеральный орган исполнительной власти. Для этого он направляет информацию о должнике и оригиналы или заверенные копии следующих документов:

  • заявление поставщика;
  • ФИО, дату рождения, место жительства руководителя покупателя;
  • договор с покупателем;
  • вступившие в законную силу судебные решения или документы, по которым покупатель признал долг;
  • счета на оплату коммунального ресурса, которые не оплатил покупатель;
  • справка об отсутствии полной оплаты задолженности;
  • уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса;
  • подтверждение, что покупатель получил уведомление;
  • подтверждение полномочия лица на подписание заявления.

Федеральный орган исполнительной власти в таком случае рассматривает долг покупателя как административное правонарушение, которое связано с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате коммунального ресурса.