Долги в ЖКХ – это не только про взыскание платы за ЖКУ с жителей домов, но и про задолженность УО перед поставщиками ресурсов и подрядчиками, что может привести к банкротству организации. Рассказываем об ответственности учредителя при несостоятельности юрлица и автоматизации работы с должниками.
Субсидиарная ответственность и убытки в деле о банкротстве УО48670
Кредиторы могут привлечь к субсидиарной ответственности учредителя УО, если её признали банкротом
На Итоговой конференции Ассоциации «Р1», которая прошла 14-15 декабря в Москве, одной из тем первого дня стали долги в ЖКХ, в частности, банкротство организаций и его последствия для учредителей компаний. Об этом говорил Алексей Симоненко.
Он напомнил, что УО должна обратиться в суд с заявлением о признании её несостоятельной, если не может выплатить долги кредиторам и зарплаты сотрудникам более трёх месяцев (п. 2 ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Тогда назначенный судом управляющий организует распродажу её имущества для погашения долгов. Если это удалось сделать, процедура прекращается и компания работает дальше.
В случае, если после продажи имущества весь долг не покрыт, УО исключается из ЕГРЮЛ и признаётся банкротом. При таком исходе кредитор вправе привлечь учредителей организации к субсидиарной ответственности, которая распределяется между ними солидарно (ст. 61.11 № 127-ФЗ, постановление КС РФ от 21.05.2021 № 20-П).
Как отметил эксперт, защититься от этого можно, если учредитель докажет, что:
- невиновен в действиях, которые привели к банкротству;
- поступал в интересах организации, не давая ей увеличить задолженность перед кредиторами.
Порядок действий директора при выявлении признаков банкротства УО138660
Ответственность наступит, если кредитор документально докажет причастность учредителя к появлению у УО долгов
Алексей Симоненко объяснил, что учредителей управляющих домами организаций привлекут к субсидиарной ответственности, если:
- УО не подала заявление о банкротстве или «самобанкротстве».
- Директор не направил конкурсному управляющему необходимую документацию компании.
- Организация не внесла запись в ЕГРЮЛ о смене руководства, и произошёл перевод бизнеса на родственников учредителей.
- УО преднамеренно заключила договоры с РСО, хотя её деятельность убыточна.
- Создано новое юридическое лицо, через которое выводились деньги.
Каждый из описанных выше случаев спикер подкрепил судебной практикой и отметил, что причастность учредителя к банкротству компании доказывается с помощью договоров с поставщиками, актов выполненных работ, приказов по организации и, или протоколов собраний акционеров.
«Субсидиарная ответственность никогда не списывается, даже банкротством. А привлечь выгодоприобретателя к ней можно в течение трёх лет после ликвидации юридического лица», – подчеркнул эксперт.
Эксперты Итоговой конференции Игорь Захаров (слева) и Алексей Симоненко (справа)
Подробнее о банкротстве компаний и ответственности учредителей по её долгам узнайте из материалов Итоговой конференции, прикреплённых под статьёй.
Работа с заблуждениями как метод профилактики долгов за ЖКУ: примеры54476
Информационная работа с жителями – инструмент эффективного взыскания долгов по оплате ЖКУ
Также в рамках секции «Долги в ЖКХ» на Итоговой конференции участники обсудили работу управляющих организаций и ТСЖ с должниками. Об этом рассказал Игорь Захаров.
К основным проблемам работы по взысканию платы за жилищно-коммунальные услуги он отнёс:
- отсутствие у исполнителей персональных данных собственников МКД;
- правовую неграмотность жителей – они считают, что не обязаны платить или могут делать это раз в три-шесть месяцев;
- перегруженность судов;
- низкую эффективность работы ФССП.
Эксперт отметил, что УО являются заложниками стереотипов: например, неоплата в 2-3 месяца – это не задолженность, а долг можно взыскать только в судебном порядке. С такими заблуждениями нужно бороться, выстраивая коммуникацию с собственниками и нанимателями в МКД. Важно говорить с жителями, ведь это возможность:
- Объяснить, за что и почему потребитель ЖКУ должен платить.
- Сообщить человеку о наличии задолженности на малых сроках и последствиях, если она не будет погашена.
- Увеличить текущую собираемость платежей.
- Уменьшить объём долгов, с которыми будут работать ФССП и суды.
- Повысить лояльность потребителей.
Информировать людей можно по-разному, в том числе смс-рассылками, почтовыми уведомлениями, объявлениями на стендах в подъездах, постами на сайтах или в социальных сетях.
О важности этого процесса на Итоговой конференции говорил не только Игорь Захаров, но и другие спикеры. Как показывает практика, информационная работа с жителями помогает повысить их лояльность к отрасли ЖКХ и опровергнуть мнение общества, что «УО ничего не делают».
В следующей статье цикла об Итоговой конференции по управлению МКД за 2023 год расскажем о деловой репутации организаций и раскроем секрет создания идеальной АДС. Следите за обновлениями портала.