Из новой подборки писем Минстроя РФ узнайте мнение ведомства по вопросам составления актов скрытых работ при проведении капремонта, о точках забора проб для контроля качества воды, о расчёте платы за КР на СОИ в домах с двухкомпонентными тарифами на ГВС и о налогообложении с вознаграждения Совету МКД.

Строительный контроль капремонта и акты скрытых работ в составе технической документации на МКД

В сентябре Минстрой РФ разработал проект изменений в ГрК РФ, чтобы передать строительный контроль, в том числе в рамках капремонта, государственным органам и учреждениям (ID 02/04/09-23/00141620).

Ранее ведомство разъяснило действующие правила такого контроля, в том числе составления актов скрытых работ (письмо от 06.07.2023 № 18386-ОГ/00). Согласно ч. 2 ст. 53 ГрК РФ, он проводится лицом, строящим дом. При реконструкции и капремонте на основании договора подряда контроль организует:

  • застройщик;
  • технический заказчик;
  • лицо, ответственное за эксплуатацию здания;
  • региональный оператор;
  • привлекаемый на основании договора индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Контроль проводится на протяжении всего строительства или ремонта, а не только на финальной стадии, в том числе при выполнении отдельных этапов для составления актов скрытых работ. Такие акты в обязательном порядке включаются в состав документации при приёмке капремонта МКД.

Забор проб при реализации программы контроля качества воды в многоквартирном доме

Мы уже писали, что Минстрой России в письме от 05.03.2022 № 8900-ОЛ/04рассмотрел вопрос разработки программы производственного контроля качества воды в МКД. Ведомство отметило, что нормы № 416-ФЗ не предусматривают такой обязанности в отношении УО и ТСЖ.

В письме от 06.07.2023 № 18379-ОГ/00 ведомство вернулось к этой теме. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем, должны разработать программу производственного контроля качества питьевой и горячей воды (ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 77 СанПин 2.1.3684-21, п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Согласно п. п. 15, 16 ст. 2 № 416-ФЗ, организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, – юридическое лицо, эксплуатирующее централизованные сети, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов к ВДИС.

При этом не во всех домах в составе внутридомовых систем водоснабжения есть оборудованные точки отбора проб воды: их берут в помещениях собственников. Но законодательством не установлена обязанность жителей МКД пускать в квартиру представителей УО или иной организации для забора проб.

Минстрой РФ также отметил, что «для получения дополнительных сведений, касающихся разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, следует обращаться в адрес Роспотребнадзора».

Применение нормативов и показаний приборов учёта в расчётах за ГВС при двухкомпонентных тарифах

В письме от 09.06.2023 № 16053-ОГ/00 ведомство разобрало правила расчёта платы за ГВС при двухкомпонентных тарифах. В таком случае плата за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из суммы стоимости:

  • холодной воды, предназначенной для подогрева;
  • тепловой энергии, используемой для подогрева.

Согласно п. 42 Правил № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за ГВС для потребителя определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к Правилам № 354.

Объём теплоэнергии, используемой в таком случае на подогрев воды, определяется исходя из норматива. Применение в этих расчётах показаний приборов учёта тепловой энергии законом не предусмотрено. Такое же правило действует и применительно к горячей воде на СОИ (п. 29(2) Правил № 491).

Стоимость горячей воды, потреблённой в конкретном помещении и при содержании общего имущества, определяется без применения показаний приборов учёта, измеряющих объём тепловой энергии в такой воде. Исполнитель услуг обязан использовать в расчётах утверждённые нормативы независимо от наличия или отсутствия счётчиков.

Налогообложение вознаграждения, выплачиваемого членам и председателю Совета МКД

1 января 2024 года вступит в силу нормы Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ, которые касаются налогообложения вознаграждения членов Совета МКД. В Налоговом кодексе РФ пропишут, что с таких денег обязательно перечисляются 13% подоходного налога и 30% страховых взносов.

Этой теме Минстрой РФ посвятил письмо от 23.08.2023 № 22856-ОГ/00, которое опубликовала в своём ТГ-канале глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.

Ведомство указало, что в силу ч. 8. 1 ст. 161.1 ЖК РФ, собственники на ОСС вправе принять решение о выплате вознаграждения членам Совета МКД, в том числе председателю. Собственники вправе выбрать УО в качестве уполномоченного лица по сбору и выплате вознаграждения – по аналогии с заключением договора на пользование общим имуществом (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

В указанном случае УО – посредник в расчётах между собственниками и председателем Совета. Она распоряжается деньгами в установленных собранием целях. Между ней и председателем Совета МКД не возникает договорных отношений, в том числе трудовых.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении базы по налогу на доходы физлиц учитываются все доходы налогоплательщика. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, к ним относится и плата за выполнение трудовых и иных обязанностей. Поэтому ежемесячное вознаграждение председателю и членам Совета МКД подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Другие письма Минстроя РФ – на портале

В конце своих писем Минстроя РФ всегда добавляет, что они:

  • не являются НПА и не содержат правовых норм;
  • не направлены на установление, изменение или отмену законов;
  • не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

При этом суды, разрешая споры в сфере ЖКХ, часто опираются на разъяснения из таких писем: например, по вопросам, кто должен убирать граффити с фасадов МКД или о предоставлении инициатору ОСС реестра собственников.

УО и ТСЖ следует знать позицию Минстроя РФ по различным вопросам управления домами и предоставления коммунальных услуг, чтобы учитывать её в работе и при судебных разбирательствах. Больше писем ведомства вы найдёте в наших подборках:

Следите за обновлениями портала, в том числе в нашем Телеграм-канале, или подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить ничего важного.