УО и ТСЖ иногда привлекают к работе иностранных граждан, заключая с ними трудовые или гражданско-правовые договоры. Рассказываем о требованиях законодательства к работодателям, нанимающим иностранцев, и о последствиях невыполнения норм НПА.
Работодатель должен уведомить миграционную службу о заключении трудового договора с иностранцем
Ни для кого не секрет, что в России, да и во всём мире, существует тенденция нанимать на низкоквалифицированные должности – дворники, маляры, разнорабочие, уборщики и другие – иностранных граждан, которые приезжают в страну на заработки, в поисках «лучшей жизни». Чаще всего приезжие работают в строительстве и ЖКХ.
Управляющие организации и ТСЖ также нередко пользуются услугами иностранцев, нанимая их на работу по гражданско-правовому договору на должности дворников, уборщиц или консьержей. При этом важно, чтобы в УО/ТСЖ были грамотные юристы и сотрудники кадровой службы, которые смогут оформить все документы в соответствии с законодательством РФ как при найме иностранца на работу, так и при его увольнении.
В ином случае, если надзорные органы установят нарушения, УО/ТСЖ ждёт наказание по ст. 18.15 КоАП РФ – незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Штраф по этой статье может достигать 800 тыс. рублей, а для организаций, работающих в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – до 1 млн рублей.
Подобная сумма может стать неподъёмной для небольших УО и ТСЖ, что приведёт их к банкротству. Рассмотрим такую ситуацию на примере судебного дела № 12-167/2020.
Как УО в пандемию помочь мигрантам – своим работникам и жителям МКД52270
В течение трёх дней необходимо сообщить в миграционную службу о расторжении трудового договора с иностранцем
В ТСЖ одного из многоквартирных домов Московской области трудился гражданин Армении: он выполнял обязанности рабочего по дому. После увольнения на очередном приёме в отделе по вопросам миграции МУ МВД России сотрудники полиции установили, что иностранец в ТСЖ уже не работает, что подтверждалось его показаниями и записями в трудовой книжке. При этом у миграционной службы данных об этом не было.
Поскольку, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, предоставлять соответствующую информацию в миграционную службу должен работодатель в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения/ прекращения договора, ТСЖ было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ – неуведомление территориального ОВМ МУ МВД о расторжении трудового договора с иностранцем, работавшим на территории Московской области.
В суде первой инстанции председатель ТСЖ пытался оспорить протокол, указывая на то, что у надзорных органов нет подтверждения, что соответствующее уведомление не направлялось. Председатель предположил, что уведомление направлялось в электронном виде, но не смог этого доказать.
Суд счёл это достаточным для признания ТСЖ виновным в административном правонарушении и назначил штраф в 400 тыс. рублей – минимальный штраф для юрлиц по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку был учтён характер правонарушения, имущественное и финансовое положение ТСЖ и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
По каким критериям дом признаётся многоквартирным1471320
За неуведомление о заключении/расторжении трудового договора с иностранцем – штраф до 1 млн рублей
Председатель ТСЖ подала в суд апелляционную жалобу, пытаясь отменить постановление городского суда в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Однако суд отклонил доводы ТСЖ. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, по делам данной категории срок давности привлечения к ответственности составляет один год. Срок трудового договора иностранного гражданина истёк 29.12.2018. Спустя 8 месяцев после этого должностное лицо ОВМ выявило правонарушение в сфере миграционного законодательства. Суд первой инстанции вынес постановление о привлечении ТСЖ к административной ответственности в ноябре 2019, в пределах срока давности.
При этом судья отметил, что совершённое правонарушение посягает на обеспечение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ, связано с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранца и является существенным по своему характеру. Поэтому оснований для замены штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ и для освобождения ТСЖ от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения нет. Штраф в 400 тыс. рублей был оставлен в силе. Для ТСЖ сумма огромная, ведь эти деньги должны собрать собственники помещений в доме.
3 способа для УК сократить расходы на диспетчерскую службу92620
Порядок и форма уведомления миграционной службы утверждены приказом № 363
УО и ТСЖ, нанимая в штат иностранца, должны помнить о требованиях Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, который регулирует правовое положение таких граждан в Российской Федерации, в том числе особенности их трудоустройства и трудовой деятельности.
Согласно ч. 8 ст. 13 № 115-ФЗ, работодатель или заказчик работ/услуг, привлекающие к труду иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ о заключении/прекращении/расторжении с иностранцем трудового/гражданско-правового договора. Сделать это необходимо в течение трёх рабочих дней с даты такого события.
Уведомление может быть направлено на бумажном носителе или подано в форме электронного документа по интернету, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи уведомлений утверждены приказом МВД России от 04.06.2019 № 363. Порядок уведомления о заключении/расторжении договора приведён в приложении № 15 к приказу:
- Уведомление заполняется разборчиво от руки или на компьютере на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания, использование сокращённых слов и аббревиатур, кроме официальных, и исправления.
- Необходимо указать сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель заключил/прекратил трудовой/гражданско-правовой договор.
- Уведомление и дополнительные листы к нему прошиваются и пронумеровываются, о чём на обороте последнего листа делается заверительная запись.
- Уведомление может быть представлено на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме по интернету, включая портал Госуслуг. При направлении уведомления в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Уполномоченное лицо, принявшее уведомление, вносит запись о его получении в журнал учёта. Регистрационный номер и дата проставляются на бланке уведомления. Уведомителю выдаётся справка о приёме документов. При поступлении уведомления в электронной форме он получает электронное сообщение с такими сведениями.
Шаблоны уведомлений о заключении и расторжении договора с иностранцем приведены в приложениях 13 и 14 к приказу № 363. Будьте внимательны при найме иностранных граждан – не забывайте выполнять требования № 115-ФЗ.