Публикуем подборку разъяснений от Минстроя России, Росреестра и Федеральной налоговой службы, которые пригодятся в работе УО и ТСЖ. Читайте, можно ли продлить срок заочного голосования на ОСС, как рассчитать неустойку для должников-юрлиц, какие есть виды сервитутов и когда можно не выдавать потребителю бумажный чек.
Можно ли продлить срок проведения общего собрания, если заочное голосование уже идёт
В одном из Телеграм-каналов о ЖКХ опубликовали письмо Минстроя РФ от 23.05.2022 № 10380-ОГ/16. В нём ведомство ответило на вопрос, можно ли продлевать срок проведения общего собрания собственников в период, когда уже идёт заочное голосование.
Минстрой России указал, что ежегодное ОСС проводится в течение второго квартала года, следующего за отчётным периодом (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ). Внеочередные собрания проводятся по инициативе любого из собственников в любом из форматов, указанных в ст. 44.1 ЖК РФ. Продолжительность заочного голосования в ЖК РФ не прописана.
При этом, согласно п. 3 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, в уведомлении об ОСС должны быть указаны дата, место и время его проведения. Если используется заочный формат – время окончания приёма решений, место или адрес, куда их нужно передать.
Ведомство указало, что:
- ежегодное ОСС должно пройти за установленный период – второй квартал;
- внеочередные собрания – в установленный срок с указанием даты окончания приёма решений.
Согласно ст. 190 ГК РФ, установленный срок определяется датой или окончанием какого-то периода времени. Срок также может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ч. 2 ст. 190 ГК РФ). Оно не может зависеть от поведения граждан.
Как пояснил Минстрой РФ, при проведении ОСС сроком окончания голосования не может быть указан день, когда инициаторы соберут необходимый кворум. Это событие не отличается обязательной неизбежностью и зависит от воли третьих лиц (дело № А60-1972/2011).
Дата окончания приёма решения заочного голосования должна быть конкретной и не может быть длящейся в силу ст. 190 ГК РФ. Это срок пресекательный, возможность его пролонгации не предусмотрена. Минстрой России советует инициаторам и собственникам проводить ОСС в сроки, указанные в уведомлении о собрании. В ином случае решения можно будет оспорить в суде.
Читайте наш материал о том, что делать УО, чтобы собрать кворум на общем собрании собственников.
Типичные ошибки при проведении общих собраний и как их избежать170006
Как в 2022 году рассчитывать неустойки и штрафы для должников-юрлиц
Письмо от 11.05.2022 № 20540-ОЛ/16 Минстрой России посвятил порядку расчёта размера штрафных санкций за неоплату ЖКУ в 2022 году. В том числе в нём ведомство рассказало, как начислять неустойку за долги юридическим лицам и ИП.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и не полностью оплатившие ЖКУ, обязаны уплатить пени:
- начиная с тридцать первого дня просрочки – в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки;
- начиная с девяносто первого дня – в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ведомство отметило, что в 2022 году Правительство РФ ввело особый порядок расчёта пеней. В постановлении от 26.03.2022 № 474 установлено, что с 28 февраля и до конца 2022 года начисление и уплата пеней производится исходя из ключевой ставки, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 – 9,5%.
Минстрой России в письме указал, что данная ставка используется и при начислении неустойки и штрафов юридическим лицам и ИП за несвоевременную и неполную оплату услуг и ресурсов по договорам.
Больше по этой теме вы узнаете в нашей статье «Можно ли в 2022 году начислять и взыскивать пени за неоплату ЖКУ».
Вправе ли УО уступить третьему лицу взыскание долга за ЖКУ с юрлица124720
Какие виды сервитута существуют и когда он устанавливается
Росреестр на сайте в рубрике «Вопрос – Ответ» рассказал, для чего нужно соглашение о сервитуте. Сервитут – это право лица на ограниченное пользование чужим земельным участком. Он подлежит государственной регистрации в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Существует два вида сервитута:
- Публичный сервитут.
Устанавливается в интересах государства, муниципалитета или местного населения без изъятия земельных участков. Например, для прохода к социальному объекту через частный участок.
Публичный сервитут устанавливает орган государственной власти или местного самоуправления. В течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения орган направляет его копию в Росреестр для регистрации, а также правообладателям земельных участков.
Между органом власти и владельцем земли заключается письменное соглашение. Согласие собственника на установление публичного сервитута на его земле в соответствии с главой V.7 ЗК РФ не требуется. При этом владелец земли вправе оспорить такой сервитут в суде и отправить органу власти уведомление об отказе в подписании соглашения или предложение о его заключении на иных условиях.
Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ ЕГРН по истечении срока, на который он был установлен. Также правообладатель вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке.
- Сервитут.
Устанавливается в интересах конкретных лиц по взаимному соглашению сторон или судебному решению. Например, если для подведения коммуникаций к дому необходимо перекопать соседний участок.
Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, между сторонами заключается соглашение с указанием сведений о земельном участке, его собственнике, о целях и сроках сервитута, размере платы за него.
Участники соглашения об установлении сервитута вправе обратиться за его государственной регистрацией в Росреестр. Сделать это можно, представив документы в электронном виде либо обратившись лично, например, через МФЦ. Если сервитут устанавливается на часть участка, необходимо также приложить межевой план.
Подробно об этой теме узнайте в нашем материале «Кто и зачем устанавливает сервитут на придомовой территории МКД».
Три вопроса о земельном участке при решении споров в ЖКХ: практика51331
В каких случаях при расчётах с потребителями можно не выдавать чек на бумаге
ФНС России выпустила разъяснение по вопросу, когда исполнитель услуг или продавец товаров может не выдавать потребителю бумажный чек. В письме от 28.04.2022 № АБ-4-20/5290@ ведомство отметило, что:
- Правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при расчётах определены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
- Пользователь ККТ обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе или направить его в электронной форме на абонентский номер, адрес электронной почты, предоставленный покупателем до расчётов (ч. 2 ст. 1.2 № 54-ФЗ).
- № 54-ФЗ не устанавливает срока, в который покупатель может предоставить исполнителю данные для направления электронного чека: главное, чтобы это случилось до момента расчёта.
Если потребитель заранее дал согласие на формирование кассового чека только в электронной форме и направлении его на номер телефона или адрес электронной почты, исполнитель услуг или продавец вправе не выдавать чек на бумаге для минимизации расхода чековой ленты.
Также ФНС России указала, что не выдавать кассовый чек на бумаге можно, если покупатель дал согласия на передачу ему электронных чеков через сервис «Мои чеки онлайн» ФНС.
Ещё одна причина, когда чек официально можно не выдавать – на рынке закончилась чековая лета. В таком случае расчёт фиксируется в онлайн-кассе. При этом ФНС РФ отметила, что, согласно её исследованию, сейчас абсолютно все регионы обеспечены чековой лентой в требуемых объёмах.
Если лента закончилась у конкретного пользователя ККТ, то это не причина, чтобы не выдать чек. Такие факты ФНС России будет рассматривать как нарушение законодательства о применении ККТ.
Читайте наш материал о том, что делают УО и органы власти, чтобы сэкономить на бумаге в кризис.
У вас есть письмо или разъяснение надзорного органа, полезное для других управляющих организаций и ТСЖ? Пришлите его в редакцию РосКвартала на [email protected], и мы включим его в один из наших обзоров.