В декабре обещают принять проект Федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ. Законопроект рассказывает, за что может потерять лицензию управляющая компания, какая новая обязанность появится у инициатора ОСС и в каком случае ГЖИ имеет право исключить сведения обо всех домах лицензиата из реестра лицензий.

Читаем, к каким переменам следует подготовиться управляющим организациям.

Новая обязанность инициатора ОСС

В многоквартирных домах, в которых не больше тридцати квартир, собственники помещений могут выбрать непосредственный способ управления (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). Законодатели считают, во время проведения ОСС при непосредственном управлении легко нарушить права граждан.

Чтобы не допустить нарушение чьих-либо прав, законопроект предлагает внести изменения в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Инициатор общего собрания собственников помещений, выбравших непосредственный способ управления МКД, должен будет представлять копии решений и протокола ОСС в орган ГЖН. На это ему отводится 10 дней после проведения такого собрания.

Исполнение обязанностей по договору управления МКД

Управляющая организация начинает выполнять свои обязанности по договору управления МКД не позднее чем через тридцать дней с момента его подписания. Срок может быть другой – главное установить его в договоре управления (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

Бывает, что управляющая организация начинает управлять многоквартирным домом раньше, чем сведения о таком доме внесут в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Дело в том, что одно из условий для осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД – внесение органом ГЖН изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Изменения вносятся после заключения договора управления (ч. 4 ст. 198 ЖК РФ).

Возникает нестыковка: управляющая организация начинает оказывать свои услуги, когда ГЖИ ещё не внесли изменения в реестр лицензий. Чтобы избежать неоднозначности, законопроект предлагает уточнить, что дата начала осуществления УО деятельности по управлению МКД в соответствии с договором управления не может быть ранее даты внесения сведений о таком доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Как говорится, сперва вносятся изменения в реестр лицензий, затем можно управлять МКД.

Исключение данных обо всех МКД лицензиата из реестра лицензий

С 1 сентября 2014 года управляющим компаниям начали выдавать лицензии. С введением процедуры лицензирования выросло количество правонарушений со стороны управляющих организаций.

Управляющие организации стали чинить препятствия для должностных лиц органов ГЖН по проведению проверок. Хулиганское поведение связано с тем, что штрафы за нарушения в сфере управления МКД, которые выявляются при проведении проверок, гораздо выше штрафов за воспрепятствование в проведении проверки или уклонение от неё.

Тактика управляющих организаций проста: из двух зол выбирать меньшее.

За управление МКД с нарушением лицензионных требований управляющие организации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ получат штраф в размере от 250 000 рублей до 300 000 рублей, а должностные лица – от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

В это же время самый большой штраф, который можно получить за воспрепятствование в проведении проверки или уклонение от неё (ст. 19.4.1 КоАП РФ):

  • от 50 000 рублей до 100 000 рублей – для юридических лиц;
  • от 10 000 рублей до 20 000 рублей – для должностных лиц.

К тому же, если в ходе проверки выявляются нарушения жилищного законодательства, проверяющий выдаёт предписание об их устранении. Неисполнение предписания дважды в течение календарного года влечёт административную ответственность и исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Чинить препятствия проверкам ГЖИ удобно только управляющим организациям. Органы ГЖН не могут выявить нарушения и восстановить нарушенные права жителей многоквартирных домов.

Проект Федерального закона предлагает внести изменения в ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ: разрешить по решению органа ГЖН исключать сведения обо всех домах, которыми управляет лицензиат, если в течение календарного года лицензиату или должностному лицу лицензиата суд три и более раза назначил административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа ГЖН.

Орган ГЖН сообщает о своём решении собственникам помещений в МКД, и если те в течение двух месяцев на ОСС принимают решение о продолжении сотрудничества с провинившейся управляющей компанией, сведения о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ исключаться не будут.

Аннулирование лицензии управляющей компании

Если управляющая компания не соответствует лицензионным требованиям и три или более раза была наказана судом за воспрепятствование деятельности должностного лица органа ГЖН, её лишат лицензии.

Вот почему законодатели решили включить это решение в законопроект. Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии при одновременном соблюдении двух условий:

  • из реестра лицензий субъекта РФ исключены сведения о МКД, площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в доме;
  • лицензиат управлял этими домами в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

Обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии можно только в одном случае. За один календарный год лицензиату или должностному лицу лицензиата суд два и более раза назначил административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН в отношении МКД (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ).

Вместе с тем есть, казалось бы, куда более жёсткая причина для аннулирования лицензии, но она не является основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд.

Эта причина – исключение сведений обо всех домах, которыми управляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта РФ. Сейчас исключить сведения обо всех домах можно, если суд за один календарный год назначил лицензиату или должностному лицу два и более раза административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом ГЖН предписания об устранении нарушений лицензионных требований (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ).

Выходит, что несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является основанием для отказа ему в предоставлении лицензии, а последующее нарушение этих же требований не является основанием для аннулирования лицензии.

Законодатели предлагают изменить ч. 2 ст. 199 ЖК РФ, предусмотреть аннулирование лицензии при несоответствии лицензиата лицензионным требованиям, а также при назначении судом трёх и более раз административного наказания за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа ГЖН.

Исключение МКД из реестра лицензий субъекта РФ будет оформляться решением органа ГЖН.