Правительством РФ в настоящее время рассматривается подготовленный проект федерального закона о заключении договоров энергосбережения между собственниками помещений в МКД, управляющими компаниями и энергосервисными организациями. В законопроекте предлагается стимулировать развитие энергосервиса в многоквартирных домах и вовлечь в процесс управляющие компании. Позднее документ будет внесён на обсуждение в Госдуму. Посмотреть законопроект можно здесь.
Управляющие компании могут стать посредниками между собственниками помещений и энергосервисными организациями
На комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое РФ, которое прошло 30 октября 2015 года, в рамках рассмотрения вопросов капитального ремонта общего имущества в МКД затрагивалась также тема предстоящих изменений в Жилищный Кодекс и законодательство. Директор Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко сообщила, что в скором времени планируется внесение изменений в Жилищный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части проведения мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности в МКД.
Правительство РФ своим законопроектом предлагает стимулировать развитие энергосервиса в многоквартирных домах и вовлечь в процесс управляющие компании. В документе предусмотрена возможность включать условия проведения энергосервисного мероприятия в договор управления, если данное решение будет принято собственниками на общем собрании.
Также в законопроекте оговорен тот факт, что потребитель коммунальной услуги начинает оплачивать энергосервис только с того момента, когда появляется эффект снижения расхода энергоресурса. Что касается управляющих компаний, то они могут выступать посредниками между собственниками помещений в МКД и энергоресурсной организацией при заключении договора, если жильцы дома изъявят на то свою волю.
Условия энергосервисного договора
В ст.19 ФЗ №261 от 23.11.2009 года в действующей редакции от 13.07.2015 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” говорится, что сторонами по договору являются Заказчик и Исполнитель. Повторимся, что в роли Заказчика могут выступать как сами собственники помещений в МКД, так и управляющая компания, заключающая договор от их имени.
Одним из главных условий энергосервисного договора должен быть пункт о величине экономии энергоресурса. Также в данный договор могут быть включены различные мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности в многоквартирных домах.
Как правило, они сводятся к следующим действиям:
- энергообследование многоквартирного дома, по результатам которого разрабатывается перечень мероприятий по энергосбережению с учётом суммы средств, которую можно получить в результате экономии ресурсов;
- монтаж узлов учёта для фиксации потребляемого энергоресурса;
- автоматическое регулирование параметров;
- ремонт и восстановление внутридомовых инженерных сетей при помощи энергоэффективных материалов и оборудования;
- замена ламп накаливания в помещениях общего пользования на энергосберегающие.
Характерной особенностью данного вида отношений является тот факт, что изначально потребитель энергоресурсов не несёт для себя никаких рисков, поскольку предварительно не расходует свой капитал. Рискует энергосервисная организация, которая при реализации своего проекта тратит собственные средства.
При удачном запуске и при первых результатах экономии затраты энергосервисной организации окупаются платежами потребителей. Предполагается, что в случае принятия законопроекта в квитанциях собственников помещений появится новая строка за энергосбережение.
Изменения в Жилищном Кодексе и ФЗ №261
Проект Федерального закона предлагает дополнить ч.1, 1.1 и 2 ст.154 Жилищного Кодекса пунктами, в котором будет оговорена «плата по энергосервисному договору в отношении общего имущества».
Также оговорён размер платы, взимаемой по энергосервисному договору, который будет введён частью 7.1 ст.155 ЖК РФ: «В случае заключения в многоквартирном доме энергосервисного договора (контракта) в отношении общего имущества собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме вносят плату по энергосервисному договору (контракту) в отношении общего имущества в размере и в порядке, определенном условиями такого договора (контракта).»
Наконец, законопроект определяет условия энергосервисного договора, которые вводятся частью 3.1 ст.162 ЖК РФ: «В договор управления многоквартирным домом по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут быть включены условия энергосервисного договора (контракта) в отношении общего имущества. В этом случае, в соответствующем решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в договоре управления многоквартирным домом помимо условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, должны содержаться следующие условия:
- перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно;
- условие о величине экономии коммунальных ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена управляющей организацией в результате исполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- условие о порядке определения размера платы по энергосервисному договору (контракту) в отношении общего имущества исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе исходя из стоимости сэкономленных коммунальных ресурсов.»
Все вышеперечисленные пункты взяты из самого проекта Федерального закона, текст которого можно посмотреть на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
Законопроект также предусматривает внесение изменений в ФЗ №261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности предлагается ввести следующий пункт: «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано разработать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложение о заключении энергосервисного договора (контракта) и (или) предложение о создании технической возможности регулирования расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения в случае, если после проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мероприятий, установленных статьей 13 настоящего Федерального закона, расходы на покупку энергетических ресурсов увеличились.
Собственники помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев с момента получения предложения о заключении энергосервисного договора (контракта) и (или) о создании технической возможности регулирования расхода тепловой энергии в многоквартирном доме обязаны провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для принятия решения. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) или включения условий такого договора (контракта) в договор управления многоквартирным домом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату по такому договору (контракту), в том числе при изменении способа управления многоквартирным домом, или смене лица, ответственного за содержание многоквартирного дома».
Кроме того, законопроект строго определяет то обстоятельство, что проведение энергосберегающих мероприятий в помещениях, не являющихся общим имуществом собственников в многоквартирном доме, допускается только с письменного согласия каждого собственника.
Однако пока проект Федерального закона находится в стадии рассмотрения Правительством РФ, но, скорее всего, будет принят и вступит в силу в новом году.