Эта статья устарела. Актуальная информация по теме:

Когда и как УО отвечать в ГИС ЖКХ на запросы соцзащиты о долгах

ГИС ЖКХ

15 декабря 2020 года оператор ГИС ЖКХ презентовал новый функционал системы. С его помощью УО и РСО должны направлять ответы на запросы соцслужб о наличии подтверждённой судом задолженности у гражданина, претендующего на субсидии по оплате ЖКУ. Разбираемся, в каких случаях УО обязана предоставить такие сведения и как настроить в системе получение уведомлений о входящем запросе.

С 2021 года УО обязана отвечать в ГИС ЖКХ на запрос соцслужбы о наличии у гражданина задолженности за ЖКУ

1 января 2021 года вступают в силу новые правила оформления субсидий на компенсацию гражданам расходов на оплату ЖКУ согласно ст. ст. 159, 160 ЖК РФ. Соцслужбы будут получать информацию о наличии долгов у претендента на субсидии в ГИС ЖКХ, а отказать человеку в таких выплатах смогут только при наличии вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности (Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Для реализации этих норм с 1 января 2021 года у управляющих организаций и РСО появится обязанность загружать в ГИС ЖКХ ответы на запросы соцслужб о долгах за ЖКУ у граждан. Данная обязанность введена приказом Минцифры РФ, Минстроя РФ от 11.09.2020 № 466/508/пр, которым внесены изменения в приказ № 74/114/пр.

Согласно новому п. 21 разд. 10 приказа № 74/114/пр, в системе размещаются сведения о наличии или отсутствии у заявителя непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. При этом важно, что задолженность должна быть подтверждена вступившим в законную силу судебным актом. Указанную информацию вносит в ГИС ЖКХ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, если оно является исполнителем коммунальной услуги.

Сведения о такой задолженности должны быть направлены в течение 5 рабочих дней с момента получения УО/ТСЖ запроса от органа власти, указанного в пункте 3.7.3.4 разд. 2 приказа № 74/114/пр.

Оператор ГИС ЖКХ презентовал новый функционал системы для обмена информацией о долгах за ЖКУ

Чтобы поставщики информации в ГИС ЖКХ смогли выполнять новые требования законодательства в сфере предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКУ, оператор системы – АО «Почта России» – уже реализовал первый этап нового функционала в личных кабинетах УО и соцслужб.

Презентацию этих возможностей специалисты компании провели на онлайн-семинаре 15 декабря 2020 года. Но ещё до этого нашим клиентам начали приходить письма-требования от органов ГЖН, в которых ведомство просило УО/ТСЖ/ЖК:

  1. Зарегистрировать в ГИС ЖКХ лиц, которые будут отвечать на запросы органов соцзащиты согласно п. 21 разд. 10 приказа № 74/114/пр.
  2. Проверить достоверность размещённой в системе информации по домам, которыми они управляют и в которых они являются исполнителями коммунальных услуг.

Из письма органа ГЖН

При наличии у претендента на субсидию задолженности за ЖКУ, которая подтверждена судом, поставщик услуг в ответ на запрос органа соцслужбы обязан приложить скан-копию судебного акта и акт сверки по лицевому счёту.

Для получения уведомлений о поступлении запроса от соцслужбы УО нужно настроить эту функцию в ГИС ЖКХ

Для мониторинга входящих обращений от органов соцзащиты УО/ТСЖ должны провести настройку функционала в личном кабинете. Специалисты РосКвартала разработали инструкцию-памятку, как это сделать. Отслеживать поступления писем от собственников и госорганов УО может двумя способами:

  1. Систематически заходить в  личный кабинет компании и просматривать вкладку «Обращения»:

  1. В личном кабинете выполнить настройки получения уведомлений о поступлении обращений от собственников.

Для того, чтобы уведомления о запросах поступали на электронную почту администратора организации, необходимо в настройках личного кабинета («Администрирование» – «Настройки организации») установить признак «Получать почтовые сообщения о поступивших в ГИС ЖКХ обращениях на электронную почту»:

Затем предоставить права доступа «Распределение обращений по исполнителям»:

Также настройте функцию «Работа с обращениями, назначенными на пользователя»:

После этого уведомления об обращениях граждан будут поступать на электронную почту администратора организации:

При этом, если ни у кого из сотрудников УО/ТСЖ не установлены права доступа «Распределение обращений по исполнителям», то система не отправляет уведомления о новых обращениях. Этого не произойдёт даже в том случае, если в настройках организации отмечен пункт «Получать почтовые сообщения о поступивших в ГИС ЖКХ обращениях на электронную почту». Уведомления приходит только на почту сотрудников, у которых есть право доступа «Распределение обращений по исполнителям».

УО должна направлять сведения о задолженности только при поступлении запроса и наличии судебного акта

На семинаре, запись которого мы рекомендуем посмотреть всем УО и ТСЖ, оператор ГИС ЖКХ подробно рассказал, как им работать в личном кабинете, чтобы выполнять требование п. 21 разд. 10 приказа № 74/114/пр. При этом нужно учитывать два важных нюанса. Вносить информацию о задолженности нужно, если:

  • поступил соответствующий запрос от соцслужбы,
  • задолженность подтверждена в судебном порядке.

Если есть судебный акт, но в ГИС ЖКХ нет запроса, то УО/ТСЖ ничего не нужно делать. Если же в организацию поступил запрос от соцслужбы о состоянии лицевого счёта, по которому есть задолженность, но нет судебного акта, то следует оповестить ведомство об отсутствии у гражданина долга.

Мы рекомендуем назначить ответственного сотрудника в УО/ТСЖ, в обязанности которого включить контроль поступающих запросов от соцслужб и направление ответов на них.  Именно на его электронную почту следует настроить в ГИС ЖКХ отправку уведомлений.

В случае, если вам нужна помощь с работой в ГИС ЖКХ и внесением в неё информации, обратитесь к нам: мы с 2014 года помогаем УО и ТСЖ со всей России размещать в системе обязательные сведения согласно приказу № 74/114/пр. Узнайте больше, перейдя по ссылке.