Правильность и полнота заполнения ГИС ЖКХ – одно из условий, при котором орган Госжилнадзора продлит лицензию УО на управление домами. Компании должны чётко знать, что они обязаны вносить в систему, а какие требования ГЖИ незаконны. Разбираем новый пример из судебном практики по данной теме.

Общая формулировка о нехватке данных в ГИС ЖКХ по всем домам в управлении УО

Судебное дело № А28-5877/2021 началось традиционно. Госжилинспекция Кировской области провела внеплановую документарную проверку заполнения ГИС ЖКХ одной из управляющих организаций Кирова.

ГЖИ проанализировала закрытую часть ГИС ЖКХ, в частности раздел «Аналитика и отчёты» – «Размещение информации в отношении многоквартирных домов». Инспектор не нашёл все данные, предусмотренные п. 2 разд. 10 приказа Минкомсвязи России, Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр [действовал на момент рассмотрения спора – прим.ред] в отношении многоквартирных домов. В акте проверки он отметил, что процент размещённых технических характеристик в отношении всех домов не соответствует 100% показателю.

ГЖИ выдала УО предписание с требованием в течение семи дней устранить нарушения п. 2 разд. 10 приказа № 74/114/пр – заполнить ГИС ЖКХ в полном объёме. Компания не согласилась с этим требованием и подала в суд иск, указав, что у неё нет технической возможности разместить в системе такую информацию.

Отсутствие перечня действий, которые нужно выполнить для исполнения предписания

Суд первой инстанции формально подошёл к решению спора. Он основывал свой вывод на скриншотах ГЖИ, в которых были видны результаты анализа заполнения компанией ГИС ЖКХ. Эти скриншоты, по мнению судьи, подтверждали обоснованность требований ГЖИ, поэтому требования ведомства суд признал законными и исполнимыми. Компания должна внести в систему информацию согласно требованиям приказа № 74/114/пр.

Апелляционный суд с коллегами не согласился, отметив, что предписание должно отвечать принципу правовой определённости и содержать чёткие указания на конкретные действия для своевременного его исполнения.

Судья указал, что может оценить законность и исполнимость предписания только при наличии сведений о том, какая информация в отношении каждого МКД:

  • уже была размещена в ГИС ЖКХ на дату проведения проверки;
  • подлежит внесению в систему для полного и правильного исполнения предписания.

Но, по мнению апелляционной инстанции, в оспариваемом предписании не было указано:

  • Какие действия должна выполнить УО для его исполнения. Надзорный орган формально сослался на нарушение требований п. 2 разд. 10 приказа № 74/114/пр.
  • Какие именно сведения не размещены и в отношении какого из многоквартирных домов. В акте проверки ГЖИ указала, что процент размещённых характеристик не соответствует 100% показателю, что подтверждается скриншотами. Но документы не содержат конкретного перечня сведений, которые УО не включила в ГИС ЖКХ применительно к определённому многоквартирному дому.
  • Приложенный к отзыву ГЖИ перечень многоквартирных домов не позволяет суду достоверно определить дату, на которую зафиксированы нарушения.

ГЖИ посчитала, что предписание исполнено, поскольку УО внесла данные по домам в систему после проверки. Ведомство представило суду доказательства исполнения требований по заполнению ГИС ЖКХ.

Но управляющая организация указала, что после внесения затребованных сведений процент размещённых технических характеристик по нескольким МКД не увеличился, а снизился. Например, по одному из домов он составил 66,6%, хотя до внесения информации составлял 71,9%.

В итоге апелляционный суд признал предписание неисполнимым и недействительным, удовлетворив иск управляющей организации.

В предписании нет конкретного перечня данных по каждому многоквартирному дому

ГЖИ подала жалобу в кассационный суд. Она настаивала, что оспариваемое предписание содержало информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормы действующего законодательства. УО вправе самостоятельно определить, что сделать для устранения нарушений, поэтому требования ведомства исполнимы.

Но судья не нашёл оснований для пересмотра решения апелляционной инстанции. Он также указал, что в предписании ГЖИ и акте проверки не указано, какие сведения из п. 2 разд. 10 приказа № 74/114/пр и в отношении какого из многоквартирных домов УО не разместила на дату проверки.

Срок обжалования постановления кассационного суда в ВС РФ истёк, поэтому с УО сняли обязанность исполнять предписание надзорного ведомства.

На заметку управляющим организациям

В деле № А28-5877/2021 компания пыталась довести процент заполнения ГИС ЖКХ по указанному Госжилинспекцией пункту до 100%, но в итоге результаты анализа стали ещё хуже, на что также обратил внимание суд.

Претензии ГЖИ к полноте размещения сведений в ГИС ЖКХ часто основываются на результатах автоматического анализа системы. В таком аудите при расчёте процента заполняемости учитываются все поля: обязательные и необязательные. Именно поэтому автоматический анализ часто выдаёт результаты, не соответствующие действительности.

С такой ситуацией УО могут столкнуться и в процессе продления лицензии на управление домами: ГЖИ будут массово проверять компании, чья лицензия истекает в начале января 2022 года.

«Половина давно работающих на рынке управления домами компаний обратятся в орган ГЖН за перелицензированием примерно в одно и то же время, чтобы успеть переоформить лицензию до 11 января 2023 года», – считает исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян. – «Госжилинспекции будут массово проверять их, причём в кратчайшие сроки».

Могут возникнуть ситуации, когда УО получит необоснованное или неисполнимое предписание об устранении нарушений в ГИС ЖКХ. Юристы РосКвартала в такой ситуации рекомендуют УО:

  1. Не развязывать конфликт с ГЖИ.
  2. Проверить наличие в ГИС ЖКХ всей необходимой информации и её актуальность.
  3. Направить в орган ГЖН ходатайство об отзыве предписания, приложив скриншоты своего личного кабинета в системе, которые показывают, что нарушений нет. Сделать это нужно до истечения срока исполнения предписания.
  4. Если орган ГЖН отказался отзывать предписание или проигнорировал ходатайство:
  • обратиться в ведомство с заявлением о продлении срока исполнения предписания на период его оспаривания в суде;
  • направить в суд заявление с требованием признать предписание незаконным, обосновав свою позицию.

Если вы не уверены, что внесли все данные или не успеваете заполнить ГИС ЖКХ и вам нужна помощь в этой работе, обратитесь к нам.

Чтобы узнать подробности, обратитесь к нам по телефону: 8 (812) 425-37-75 или заполните форму ниже. Наши специалисты вам перезвонят.

Отправить мои ответы