Эта статья устарела. Актуальная информация по теме:

Когда и как УО отвечать в ГИС ЖКХ на запросы соцзащиты о долгах

ГИС ЖКХ

Подписан Федеральный закон №175 от 02.06.2016 "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который ранее был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации 25 мая 2016 года. Внесённые в ЖК РФ и отдельные ФЗ поправки носят уточняющий характер. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Краткая справка

Изменения касаются переустройства и перепланировки жилого помещения. Произведена замена понятий «переводимое помещение» на «переустраиваемое и/или перепланируемое жилое помещение».

Корректировки внесены и в оплату КУ. Уточнено, что в плату за коммунальные услуги входит оплата за холодную и горячую воду, электроэнергию, теплоэнергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с ТКО.

Изменения затронули также порядок предоставления финансовой помощи из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капремонта и переселение граждан из аварийного жилья. Кроме того, уточнён порядок распределения средств между субъектами РФ, принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки и её возврата. Нововведения регламентируют работу ГИС ЖКХ.

Изменения в законодательстве

ФЗ №175 от 02.06.2016 года "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внёс изменения в первый абзац ч.2.1 ст.26 ЖК РФ, заменив слова "переводимое помещение" на "переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение".

Таким образом, теперь она будет изложена в следующей редакции:

“Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.4 и 6 ч.2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные п.2 ч.2 настоящей статьи.”

Также согласно внесённым изменениям вывоз мусора отнесён к коммунальным услугам, а ч.4 ст.154 ЖК РФ представлена в новой редакции:

"Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.".

Закон уточняет, что действие положения ч.4 ст.154 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 года.

Ст.15.1 “Региональная программа капитального ремонта и краткосрочный план её реализации” ФЗ №185 от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" дополнена ч.5 и 6 следующего содержания:

"5. Действие ч.1 - 4 настоящей статьи распространяется на отношения, связанные с предоставлением финансовой поддержки за счёт средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, если решение о предоставлении такой поддержки было принято до 1 июля 2016 года.

6. Порядок предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе формы и условия предоставления такой финансовой поддержки, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, на основании заявок субъектов РФ, поданных в Фонд после 1 июля 2016 года, устанавливается Правительством Российской Федерации. Нормы настоящего Федерального закона применяются к правоотношениям, возникающим в связи с предоставлением такой финансовой поддержки, в части, не противоречащей указанному порядку."

В п.3 ч.2 ст.16 “Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда” фраза ", рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом," исключена. Новая редакция изложена следующим образом:

“2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

3. Объём долевого финансирования за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы.”

Первое и второе предложения ч.11 ст.16 данного ФЗ будут также изложены в новой редакции:

"Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе эти программы с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ (за исключением этапа 2016 года), на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки.

Этап 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе этап 2016 года этой программы с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года."

Также ст.16 будет дополнена ч.11.1 следующего содержания:

"Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи."

Ст.17 “Порядок распределения средств Фонда между субъектами РФ” дополнена ч.11 следующего содержания:

"После 1 июля 2016 года все остатки средств неиспользованных лимитов средств на капитальный ремонт, образовавшиеся у субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2016 года (далее - общий лимит средств на капитальный ремонт), распределяются субъектам Российской Федерации в качестве финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 15.1 настоящего Федерального закона. В случае возврата субъектом Российской Федерации средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, полученных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, такие средства включаются в общий лимит средств на капитальный ремонт."

Ч.3 п.5 ст.23.1 “Возврат финансовой поддержки, предоставленной за счёт средств Фонда” изложена в следующей редакции, согласно которой средства Фонда возвращаются в размере:

5) средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации на проведение мероприятий, которые предусмотрены региональными адресными программами по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональными программами капитального ремонта, краткосрочными планами реализации региональных программ капитального ремонта и не выполнены в нарушение требований, установленных частями 6 и 7 статьи 15 настоящего Федерального закона;"

Также данная часть ст.23.1 дополнена п.6, согласно которому средства Фонда возвращаются в размере:

"6) средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации на проведение мероприятий, которые предусмотрены этапами региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2016 года) и не выполнены в нарушение требований, установленных частями 10 и 11 статьи 16 настоящего Федерального закона, за вычетом части указанных средств Фонда, за счет которых были заключены государственные и (или) муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов или домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, договоры на приобретение жилых помещений в таких домах, соглашения о выплате лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае нарушения сроков реализации этапа 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возврат средств Фонда осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящей части."

Изменения внесены также в ст.6 ФЗ №263 от 21 июля 2014 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О ГИС ЖКХ".Так, например, административная ответственность за неразмещение информации в системе наступает только для органов исполнительной власти, ГЖИ, государственных внебюджетных фондов по ст.13.19.1 КоАП РФ. Для управляющих организаций штрафы за неразмещение информации в ГИС ЖКХ по ст.13.19.2 КоАП РФ перенесены на 1 января 2017 года.

В частности ст.6 дополнена ч.2.1 и 2.2 следующего содержания:

"2.1. До 1 января 2017 года положения ч.1 ст.13.19.1 КоАП РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются только в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц государственных внебюджетных фондов, должностных лиц органов государственного жилищного надзора, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов."

"2.2. До 1 января 2017 года положения статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) применяются только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений, предусмотренных статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации."

Также ч.6 ст.6 ФЗ №263 изложена в новой редакции, согласно которой:

"6. Положения ч.2.2 ст.155 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2017 года."

Как гласит ч.2.2 ст.155 ЖК РФ:

“В случае неразмещения платёжных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.”

То есть, с 1 января 2017 года, если в ГИС ЖКХ не будут размещены платёжные документы и информация о размере платы или задолженности за ЖКУ до первого числа месяца, следующего за истёкшим (если иной срок не установлен договором управления МКД, решением общего собрания членов ТСЖ или ЖСК), то собственники могут оплатить квитанции до десятого числа месяца, следующего за истёкшим, в котором были размещены платёжные документы и указанная информация в системе.