Эта статья устарела. Актуальная информация по теме:

7 причин, почему УО стоит рассказать собственникам о ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ

В новом сервисе Госуслуг отражаются данные ГИС ЖКХ об отключении ГВС

ГИС ЖКХ

В октябре пользователи, зарегистрированные на сайте gosuslugi.ru, получили на электронную почту приглашение проверить информацию по своему дому в Государственной информационной системе ЖКХ.

Что могут контролировать граждане в личном кабинете через портал госуслуг и как это отразится на работе управляющих организаций, разберёмся в сегодняшней статье.

С чего всё началось

Рассылка писем произошла через несколько дней после совещания по ГИС ЖКХ у заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака. На совещании 6 октября обсуждали, как система работает сейчас, как её технически модернизировать и какие изменения внести в нормативные правовые акты.

Одним из обсуждаемых вопросов стала экономическая мотивация к заполнению ГИС ЖКХ. С 1 января 2018 года вступает в силу п. 8 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Согласно ему, потребители смогут не платить за ЖКУ, если квитанции не выставлены в ГИС ЖКХ. Так как система пока работает не безупречно, от этой нормы планируют отказаться. Но потребители смогут контролировать выставление платёжных документов в ГИС ЖКХ и сообщать о нарушениях в Госжилинспекцию. Если управляющая организация вовремя не выставила квитанции в ГИС ЖКХ, потребитель через личный кабинет отправит сообщение об этом в ГЖИ.

Что могут контролировать граждане в ГИС ЖКХ

Пользователям, зарегистрированным на портале госуслуг, повторно проходить регистрацию не надо. Авторизуясь через gosuslugi.ru, они получают доступ к личному кабинету в ГИС ЖКХ.

В письме сказано, что в ГИС ЖКХ пользователь может:

  • проверять выставленные квитанции,
  • оплачивать услуги ЖКХ без комиссии,
  • передавать показания индивидуальных приборов учёта,
  • узнавать планы работ по дому,
  • общаться с соседями на форуме дома,
  • направлять жалобы и предложения в электронном виде.

Функции активируются, когда в систему загружаются необходимые для их выполнения сведения. К личному кабинету пользователя подключаются лицевые счета. После подключения лицевого счёта в личном кабинете отображаются сведения о помещении, за которое вносится плата, доме, управляющей им организации, капитальном ремонте, совете МКД.

Привязать лицевой счёт к личному кабинету может управляющая организация или сам пользователь при условии, что лицевой счёт размещён в ГИС ЖКХ.

Добавленные квитанции по подключённым лицевым счетам находятся во вкладке «Платёжные документы». Потребитель КУ может оплачивать в системе квитанции по любым лицевым счетам при условии, что они размещены в ГИС ЖКХ.

Чтобы пользователь оплачивал квитанции в ГИС ЖКХ с банковской карты без комиссии, управляющая организация заключает с Почтой России договор-оферту на оказание услуг по информационному обеспечению расчётов с населением за потребляемые услуги. Договор-оферта не действует в отношении платежей наличными денежными средствами в отделениях почтовой связи по договорам, заключённым в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

Когда управляющая организация размещает сведения о приборах учёта, у пользователя появляется возможность передавать показания этих приборов в ГИС ЖКХ. Если приборы учёта не добавлены, пользователям предлагают отправить обращение с просьбой разместить информацию.

Сроки капитального ремонта дома можно посмотреть во вкладке «Капитальный ремонт», если такие сведения размещены.

Также в сервисе предусмотрена возможность общения жителей МКД на форуме дома.

Кому будут жаловаться

Пользователей просят сообщить в Госжилинспекцию, если управляющая организация не разместила информацию о доме, не подключает лицевой счёт к личному кабинету или не заполняет в ГИС ЖКХ сведения, подлежащие размещению.

В ГИС ЖКХ граждане отправляют обращения и жалобы в:

  • ЖК/ЖСК,
  • ТСЖ,
  • УО,
  • РСО,
  • органы государственной власти субъекта РФ,
  • органы местного самоуправления,
  • региональному оператору капремонта,
  • региональному оператору по обращению с ТКО.

Если у жителя есть претензии к управляющей организации, он обращается в такую организацию или в ГЖИ.

Причиной обращения может стать не только неразмещение информации в системе, но и проблемы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, предоставлением коммунальных услуг, содержанием придомовой территории и нарушения со стороны управляющей организации.

Чем это грозит управляющей организации

Если пользователь отправил обращение в управляющую организацию, ответить на него нужно в установленный законом срок. Сроки ответов зависят от причины обращения. Например, если собственник запрашивает информацию, управляющая организация предоставляет её в течение 10 дней. На претензии по качеству предоставляемых коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами надо ответить в течение 3 рабочих дней. За нарушение сроков управляющая организация получит штраф по ст. 5.59 КоАП РФ от 5 до 10 тысяч рублей.

Жалоба собственника в ГЖИ станет поводом для внеплановой проверки. Если при проверке обнаружатся нарушения, орган ГЖН выдаст управляющей организации предписание об их устранении.

Обратите внимание, что предписания о неисполнении обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ до 1 января 2018 года ГЖИ выдавать не вправе. Так пояснил Минстрой РФ в письме от 29.08.2017 N 30838-АЧ/04. Вместо этого орган ГЖН может выдать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Содержание письма Минстроя РФ не касается  ТСЖ. Товарищества могут получить административный штраф и до нового года.

С 1 января 2018 года, если управляющая организация не разместит в полном объёме сведения в ГИС ЖКХ, её привлекут к административной ответственности по статье 13.19.2 КоАП РФ.

Как УО избежать штрафов

ГИС ЖКХ создавалась для того, чтобы сделать сферу ЖКХ более прозрачной. Работа в личном кабинете упрощает собственникам контроль за деятельностью управляющей организации. Можно предположить, что, когда собственники придут в ГИС ЖКХ, увеличится количество электронных обращений и жалоб. Чтобы они не обернулись проблемами для вашей управляющей организации, возьмите на заметку следующие правила.

  1. Знайте свои права и обязанности. Если собственники или ГЖИ требуют с вас информацию, предоставление которой не предусмотрено законодательством, вы вправе отказать.
  2. Вовремя размещайте информацию в ГИС ЖКХ. Одним поводом для жалоб у собственников будет меньше. А доверия к управляющей организации – чуть больше.
  3. Анализируйте объём размещённой в ГИС ЖКХ информации. Это поможет вам оценить и правильно распределить усилия по заполнению данных в системе.
  4. В срок отвечайте на обращения граждан. Это обязанность управляющей организации, поэтому рекомендуем выстроить систему работы с жалобами.
  5. Будьте готовы к проверке. Избегайте типовых ошибок и помните порядок проведения внеплановых проверок. Так вы сможете защитить права вашей УО.