Суды продолжают разбираться в вопросе, где заканчиваются полномочия ГЖИ при рассмотрении итогов ОСС и внесении изменений в реестр лицензий. Читайте обзор нового дела, дошедшего до ВС РФ: инстанции определили, законен ли отказ ведомств из-за заявлений собственников о неучастии в собрании.

ГЖИ отказала УО во внесении изменений в реестр лицензий из-за заявлений собственников о неучастии в ОСС

В одном из многоквартирных домов Красноярска прошло внеочередное ОСС. Собственники приняли решение расторгнуть договор с действующей УО и заключить его с новой компанией. Кворум составил 67,6% голосов.

На основании протокола собрания новая управляющая организация подала в орган ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. Но надзорное ведомство отказало, сославшись на несоответствие предоставленных документов требованиям, установленным пп. «б» п. 5 Порядка № 938/пр.

ГЖИ отметила, что получила 10 заявлений от собственников помещений в МКД, которые утверждали, что не участвовали в общем собрании. На основании этих доказательств надзорный орган сделал вывод о недостоверности сведений, содержащихся в заявлении.

Управляющая организация посчитала, что Госжилинспекция превысила свои полномочия, и отправила иск в суд, требуя отменить отказ и включить спорный дом в реестр лицензий (дело № А33-3908/2023).

Органы ГЖН обязаны проверять достоверность сведений, содержащихся в документах УО

Первая инстанция указала, что к полномочиям ГЖИ относится внесение изменений в реестр лицензий управляющих организаций (ч. 1 ст. 195, ст. 198 ЖК РФ). Для этого лицензиат должен подать заявление, соответствующее нормам приказа № 938/пр. ГЖИ обязана проверить достоверность представленных сведений (пп. «б», «е» п. 5 приказа № 938/пр).

Суд пришёл к выводам, что:

  • к полномочиям органов ГЖН не относится выявление фактов фальсификации представленных лицензиатом решений собрания;
  • обращения собственников не являются нормативными документами, подтверждающими данный факт;
  • для утверждения о недействительности результатов ОСС должно быть решение суда (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ).

Собственники должны были обратиться в суд: согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, сделать это можно в течение шести месяцев с момента, как они узнали о нарушении своих прав (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, п. 112 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, определение КС РФ от 03.11.2006 № 445-О).

Орган ГЖН не может признавать протокол собрания ничтожным, он не наделён правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений ОСС, только через суд. Такая позиция сформулирована в определении ВС РФ от 14.07.2022 № 304-ЭС21-29618.

Инстанция посчитала, что иных правил для признания решения ОСС недействительным в НПА нет, поэтому посчитала действия ГЖИ незаконными. Апелляционная и кассационная инстанции этот вывод поддержали.

Несоответствие документов требованиям к достоверности – основание для отказа ГЖИ внести дом в лицензию УО

Тогда Госжилинспекция подала жалобу в Верховный суд России, считая, что в её компетенции не вносить изменения в реестр лицензий, если есть доказательства подделки документов. ВС РФ, проанализировав материалы дела, отметил:

  1. В соответствии с пп. пп. «б, е» п. 5 Порядка № 938/пр, ГЖИ проверяет поданные заявление и документы от УО на предмет соблюдения условий достоверности сведений, отсутствия признаков ничтожности решения ОСС.
  2. Согласно п. 9 Порядка № 938/пр, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр лицензий являются несоответствие документов требованиям, установленным пп. пп. «а, г–е» п. 5 Порядка № 938/пр.

В рассматриваемом деле орган ГЖН выявил несоответствие представленных УО документов пп. «б» п. 5 Порядка № 938/пр – в них содержатся недостоверные данные. Это основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.

«Административный орган не определяет юридическую судьбу решения ОСС в МКД, а, согласно п. 6 Порядка № 938/пр, проверяет заявление и документы, представленные заявителем [...]. Службой не сделан вывод о ничтожности решения общего собрания собственников помещений, наличие или отсутствие кворума также не проверялось», – подчеркнул Верховный суд России.

Инстанция отметила, что доказывать достоверность протокола ОСС должна не ГЖИ, а управляющая организация, подавшая документы. В итоге ВС РФ отменил решения коллег и отправил дело на новое рассмотрение (определение от 18.07.2024 № 302-ЭС24-2268).

Орган ГЖН вправе исключить из кворума голоса собственников, подавших заявление о неучастии в ОСС

По общему правилу, согласно ст. 181.4 ГК РФ, чтобы признать общее собрание ничтожным, его решения необходимо оспорить в суде. Однако практика показывает, что ГЖИ всё же может без подачи иска:

Исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян отметила, что если основываться на такой судебной практике, то непонятно, на каком этапе всё-таки у ГЖИ заканчиваются полномочия.

«Обозначает ли это, что теперь сорвать собрание можно такими вот заявлениями? Или что ещё хуже: ГЖИ сможет отказывать, кому захочет, не оспаривая в суде само собрание?», – задалась вопросом Елена Шерешовец, глава Экспертного совета Ассоциации «Р1».

В рассмотренном деле Верховный суд РФ разъяснил, что органы Госжилнадзора рассматривают представленные УО документы и проверяют их на соблюдение требований из п. 5 приказа № 938/пр.

При наличии ошибок или несоответствий документов указанным пунктам ГЖИ отказывает во внесении изменений в реестр лицензий, а не аннулирует решение ОСС. Ранее такую же позицию ВС РФ уже высказывал в определении от 16.01.2024 по делу № А56-45663/2022.