Минстрой РФ разъяснил нормы ПП РФ № 354 по вопросу, куда житель МКД должен обращаться из-за нарушения качества предоставляемых ему коммунальных услуг, в том числе при прямых договорах с РСО. Если у потребителя есть доказательства такого нарушения, ему следует звонить/писать исполнителю КУ, а не в управляющую домом организацию.
Согласно пп. «в» п. 31.1 ПП РФ № 354, УО обязана принимать обращения жителей МКД по фактам предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Такая схема работает и при прямых договорах собственников с поставщиками ресурсов. Если потребитель обнаружил, что КУ предоставляется с нарушениями, то он в любом случае должен уведомить об этом АДС управляющей домом организации (п. 105 ПП РФ № 354).
При этом при прямых договорах РСО как исполнитель коммунальных услуг несёт ответственность за качество их предоставления до границы разделения внутридомовых и централизованных сетей (абз. 2 п. 107 ПП РФ № 354).
Минстрой РФ в письме от 30.12.2020 № 40274-ОГ/04 дал разъяснения этих норм. Ведомство отметило, что на основании п. п. 105-109, 150 ПП РФ № 354, если потребитель обнаружил нарушение качества коммунальных услуг, он уведомляет об этом АДС исполнителя таких услуг или иную указанную исполнителем службу.
При этом доказательствами КУ ненадлежащего качества могут быть не только составленный акт, но и другие средства, предусмотренные ст. 55 ГПК РФ: показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, заключение эксперта (п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).
В процессе установления и фиксации факта предоставления жителям многоквартирного дома коммунальных услуг ненадлежащего качества большую роль играет правильность действий аварийно-диспетчерская служба управляющей организации. Как организовать её работу с такими жалобами потребителей, узнайте в этом материале.